Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира тратят на людях миллиарды. Почему они не оберегают от неприязни и убийств?

За одну секунду пользователи Facebook ставят 40 миллионов лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы дружить с друзьями, опубликовывать фотографии или читать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главнейший продукт на площадке — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек принесял Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие мельчайшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не препятствуют зарабатывать. в рамках проектента рассказывает, что происходит с неугодными провайдерами соцсетей и почему никто не можетесть защитить миллиарды людей от злобы и угроз.

Австралийская стриптизерша и поэтесса Кейтлин ведет страницу в Instagram, на которую почти 600 тысяч человек. Она опубликовывает рисунки трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, бабскую грудь с грудой сосков и много других оригинальных работ. Публикации отбирают сотни тысяч лайков. Этот аккаунт — ее способ показать свое искусство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки писательницы формально не нарушают правил площадки, но это не препятствует Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько разиков очищали без разъяснения причин. Каждый разиков ей приходилось убеждать службе поддержки, что изображение мужского тела не нарушает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она представлялась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избегнуть блокировки, стала называть себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от удаления профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, киноактрисы и сотрудники секс-индустрии признаются, что боятся опубликовывать данные фотографии, поскольку в крупных соцсетях годами развиваемый аккаунт можно утратить в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего решает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили гипотезу мафиозного бана: бестактные посты просто престают возникать в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее мешают соцсетям быть более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких баннеров никогда не увидят. Сами соцсети не отрицают существования такого механизма, поэтому и конкретную первопричину отчётливой потери охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram согласился от алфавитного перформанса постов в ленте. С тех пор он исправно подсовывает пользователям одни и те же лица, полностью забывая о бытии других. В выгоду концепции мафиозного бана, например, говорит предыстория с блокировкой баннеров хореографов на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и тройки других. Их исключили из поиска по тегам и из ленты рекомендаций. Когда юзеры искали публикации по таким хештегам, на дисплее возникало уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам общества платформы. Позже Instagram официально признал, что составители постов никаких правил не нарушали, но все же из зарагижский::мгэс существовали скрыты. Сервис избежал извинениями. Однако хореографы отреагировали единодушно, окрестив действия платформы «чисткой».

Instagram не разков оспаривал существованье ненаблюдаемого бана. Но с естественным вымогательством из лент столкнулись так много пользователей, что доказательство от самой площадки и не нужно. В чем же причина агрессивного высасывания людей, которые хотят говорить о своем теле, психоэмоциональных слабоумиях или пережитом опыте суицида? Все они вредят создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок рекламы в культурных сетитраницах исчисляется двадцатками млрд долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому состоит Instagram и WhatsApp) и (которому состоит YouTube). Только фирмы из США в 2020 году на рекламу в них 40 млрд долларов. В 2021 году эта цифра до 110 млрд долларов.

Крупнейшая социальная сетиотреть в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 млрд долларов (на 15 триллионов больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 млрд долларов. По аудитории корпорация оставляет недругов далеко позади: Facebook льзоваются 2,7 млрд человек, Instagram — 1,2 млрд, WhatsApp — 2 млрд.

Во многих странытраницах мира Facebook остается главной, если не единствёной социальной сетью. Она не испытывает давления со сторонтраницы других компаний и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram просочились stories, полностью копирующие популярный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо прикупает конкурента, либо копировывает его, фактически лишая шансов на успех. Любая ,новая система для соцсети — это прежде всего еще один способ показать провайдеру рекламу.

Но площадке важно не только то, как часто показывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с неугодным интернетом у соцсетей жрать крайне эффективное оружие — правила сообщества. Они сочинены максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые соблюдают слишком много правил за короткое время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не знает ответов на эти вопросы.

Под запрет теоретически попадает огромное количество контента. Например, запрещены изображения бабских (но не женских) сосков, фото ягодиц большим планом и частично или полностью обнаженные тела, в том большинстве детские. При этом многие безнаказанно публикуют снимки маленьких детей в купальниках и в белье. Запрещено соблюдать постмодернистские права, но многие выложнут чужие снимки. Нельзя публиковать логотипы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с другой — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на пользователе начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook обожает расказывать рекламодателям, насколько неведомы и податливы ее пользователи, как они послушно кликают на рекламу и готовы смотреть даже самые узкие видеоролики. Неужели миллионы людей действительно любят смотреть рекламу? Откуда такие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году штатовские рекламодатели подали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени юзер вкладывает на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, спрос онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они старались заполучить самых мелких и состоятельных клиентов. Главным ружьём в той борьбе была неубедительная статистика. В сентябре 2013 года Facebook активно силилась доказать, что видеорекламу нужно прикупать именно у нее, но все же признавала, что за показателями YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полгода Facebook запустила ,новую аналитику видеорекламы. Она была впечатляющей: исключительное внимание в ней уделялось показателю средней интенсивности показа видео. Согласно ,новым отчетам, пользователи Facebook активно глядели рекламу и покупали увиденные товары, а востребованность брэндов росла. Рекламодатели были готовы дорого выплачивать за это. Этого и ждали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что корпорация намеренно завышала коэффициенты почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные неприятной неточностью и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что коэффициенты искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения признают уже несколько лет.

В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть любит нагло ругать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году сотрудник Facebook руководству все-таки разобраться с завышенными показателями, руководство отказалось это делать из опасений потерять большую часть выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с возрождениями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В июле 2016 года президент Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, наступила эпоха видео. «Мы вступаем в новый серебряной век видео, — ей , говоря о том, что через пять годов в инете люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и исследования утверждали обратное.

Прошло пять лет, и провайдеры соцсетей явно не научились ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали ставку только на видео, оказались в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году рекламодатели Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что очистки от неугодных фотографий и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещичек — засилия бесчеловечного контента. Алгоритмы соцсети год за годом противостояли с неугодными людьми, но не с жуткими публикациями. И это начали замечать не только пользователи, но и рекламодатели.

Тогда коммунисты организули масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите злобу ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно блокировать пользователей и остановили разжигание злобы в сетиотрети. Гражданские коммунисты утверждали, что соцсетиотрети плохо модерируют контент и соглашаются очищать откровенно опаснейшую информацию. Пользователи жаловались на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты террористов и взращивают сообщества, которые пропагандируют злобу и вражду. Это подтверждало исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый четвёртый пользователь соцсетиотрети признался, что хотя бы раз в жизни в сетиотрети с сексуальными домогательствами, преследованиями или опасностью убийством.

Общественное движенье #StopHateforProfit поддержали мельчайшие пользователи — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие откомандировали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego отошли еще дальше и вообще согласились от рекламы в соцсетях.

Только в этот момент в Facebook поняли, что проблема реальна. В апреле 2020 года командование перезвонило с 200 работодателями и признало, что страждет от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что фирмы вернутся, чтобы снова купить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, нанес ущербль Facebook, но хлопнул скорее по репутации, а не по доходам. Капитализация корпорации выросла с 620 триллионов до 745 триллионов долларов. Непосредственно в месяц бойкота Facebook отчиталась об первом росте дохода от телерекламы на 10 процентов. Бойкот оказался бессмысленным.

Акция лишь обрачала внимание на то, что всем уже чудилось очевидным: соцсети не сражаются с высокотоксичным контентом, который портит жизнь заурядным людям, они сражаются с неугодными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень злобы и насилия в соцсетях не меняется. Каждого четвёртого пользователя соцсетей кто-то опасался избить, застрелить или убить. 41 процент провайдеров признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В феврале 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В третьем этаже этого года подмога выросла до 26,1 миллиарда долларов — это на 48 процентентовентовентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это затратной рекламе: в этом году она на 30 процентентовентовентов дороже и глядят ее на 12 процентентовентовентов больше.

Софья Кадочникова

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*