Бремя денег

Крупнейшие соцсети мира подзарабатывают на людях миллиарды. Почему они не оберегают от неприязни и убийств?

За одну минуту пользователи Facebook ставят 40 триллионов лайков. Миллиарды людей используют соцсети, чтобы дружить с друзьями, публиковать снимки или прочитывать новости. Все они уверены, что это бесплатно. На самом деле главнейший товар на площадке — это они сами. Каждая секунда, которую люди проходят в соцсетях, стоит конкретных денег и постоянно дорожает. Еще десять годов назад каждый человек приносил Facebook 5 долларов, а в 2020-м — уже 32 доллара. Facebook, как и другие крупнейшие соцсети мира, рады своим пользователям. Но ровно до тех пор, пока они не вредят зарабатывать. в программах проектента рассказывает, что происходит с угодными провайдерами соцсетей и почему никто не может защитить миллионы людей от ненависти и угроз.

Австралийская стриптизерша и поэтесса Кейтлин ведет страницу в Instagram, на которую почти 600 сотен человек. Она опубликовывает коллажи трехглазых обнаженных женщин, будни стриптизерш, дамскую грудь с грудой сосков и много других оригинальных работ. Публикации собирают двадцатки сотен лайков. Этот аккаунт — ее способ показать свое исскуство миру и заработать на жизнь.

Уже несколько годов Instagram ведет настоящую войну с такими людьми, как Кейтлин. Рисунки поэтессы формально не нарушают правил площадки, но это не вредит Instagram постоянно прятать ее публикации от пользователей. Аккаунт Кейтлин несколько разковков очищали без объяснения причин. Каждый разковков ей приходилось доказывать службе поддержки, что изображение бабского тела не соблюдает правил соцсети. Кейтлин создает резервные аккаунты, но их тоже удаляют.

Еще одна австралийка Селена , что раньше она являлась в Instagram стриптизершей; потом, чтобы избежать блокировки, стала называть себя танцовщицей. Но даже это не спасло ее от уменьшения профиля.

Крупнейшие соцсети мира откровенно выдавливают пользователей, хоть как-то затрагивающих в постах сексуальные темы. Многие художницы, киноактрисы и сотрудники секс-индустрии признаются, что опасаются публиковать данные фотографии, поскольку в крупнейших соцсетях годами развиваемый баннер можно потерять в мгновение ока. Кого лишить средств к существованию, чаще всего разрешает алгоритм.

Агрессивные алгоритмы Instagram породили гипотезу ненаблюдаемого бана: бестактные посты просто перестают появляться в лентах подписчиков. Речь идет о публикациях, которые формально не нарушают никаких правил, скорее мешают соцсетям существовать более «чистыми» и «позитивными» для рекламодателей. Ненадежные профили не блокируются и не удаляются, их просто уводят в тень: большинство пользователей посты таких аккаунтов никогда не увидят. Сами соцсети не признают бытия такого механизма, поэтому и конкретную причину резкой потери охватов никак не объясняют.

Теория появилась, как только Instagram отказался от алфавитного показа постов в ленте. С тех пор он исправно подкладывает юзерам одни и те же лица, полностью позабывая о бытии других. В пользу концепции ненаблюдаемого бана, например, говорит биография с блокировкой баннеров танцоров на пилоне, которые использовали в своих публикациях хештеги #poledancing, #poletrick, #polefitness и десятки других. Их исключили из поиска по тегам и из ленточки рекомендаций. Когда пользователи искали публикации по таким хештегам, на дисплее появлялось уведомление, что посты скрыты, потому что они не соответствуют принципам сообщества платформы. Позже Instagram официально признал, что составители постов никаких правил не нарушали, но все же из зарагижский::мгэс были скрыты. Сервис обошёлся извинениями. Однако музыканты среагировали единодушно, назвав действия платформы «чисткой».

Instagram не разков опровергал существование теневого бана. Но с естественным укрывательством из лент встретились так много пользователей, что доказательство от самой площадки и не нужно. В чем же причина агрессивного выдавливания людей, которые хотят поведывать о своем теле, психологических слабоумиях или пережитом опыте суицида? Все они препятствуют создавать глянцевую картинку, в которую можно встроить рекламу.

***

Рынок телерекламы в социальных сетиотретях исчисляется десятками млрд долларов, и он сосредоточен в руках всего нескольких IT-гигантов — Facebook (которому относится Instagram и WhatsApp) и (которому относится YouTube). Только корпорации из США в 2020 году на рекламу в них 40 млрд долларов. В 2021 году эта цифра до 110 млрд долларов.

Крупнейшая культурная сетиотреть в мире Facebook в 2020 году на рекламе 84,1 млрд долларов (на 15 доллийскиёв больше, чем в 2019-м); Instagram корпорации 13,86 млрд долларов. По аудитории корпорация оставляет соперников далеко позади: Facebook пользуются 2,7 млрд человек, Instagram — 1,2 млрд, WhatsApp — 2 млрд.

Во многих странытраницах мира Facebook остается главной, если не непреходящей культурной сетью. Она не ощущает давления со стороны других фирм и государств. Реальная конкуренция между соцсетями как минимум пять годов назад. В 2016 году в Instagram объявились stories, полностью копирующие популярный сервис Snapchat. Тогда стало абсолютно очевидно, что Facebook либо покупает конкурента, либо копирует его, фактически лишая шансов на успех. Любая новая функция для соцсети — это прежде всего еще один способ показать пользователю рекламу.

Но площадке важно не только то, как часто показывать рекламу, но и какие посты эту рекламу окружают. В борьбе с неугодным софтом у соцсетей жрать крайне неэффективное вооружение — правила сообщества. Они написаны максимально обтекаемо и постоянно меняются. Так, с 2019 года соцсеть навсегда удаляет аккаунты, которые нарушают слишком много правил за короткое время. Сколько таких правил все-таки можно нарушить? Короткое время — это сколько? Никто не помнит ответов на эти вопросы.

Под запрет теоретически попадает огромное количество контента. Например, запрещены изображения женских (но не женских) сосков, фото ляжек крупным планом и частично или полностью обнаженные тела, в том большинстве детские. При этом многие безнаказанно опубликовывают фотографии крошечных детей в лифчиках и в белье. Запрещено нарушать поэтические права, но многие выкладывают чужие снимки. Нельзя публиковать логотипы брендов, но этому правилу никто не следует. С одной стороны, многое официально нельзя, а с иной — можно, но не всем и не всегда. Все резко меняется, когда соцсеть на пользователе начинает зарабатывать.

Лжец, лжец

Facebook любит рассказывать рекламодателям, насколько ведомы и хрупки ее пользователи, как они послушно вылезают на рекламу и готовы смотреть даже самые короткие видеоролики. Неужели миллиарды людей действительно обожают смотреть рекламу? Откуда какие показатели? Правда в том, что их чаще всего приукрашивают.

В 2016 году штатовские покупатели пожаловали на Facebook в суд. Оказалось, что еще в 2013-2014 годах корпорация сознательно данные о том, сколько времени пользователь расходует на просмотр видеорекламы. Тогда, как и сейчас, рынок онлайн-видеорекламы был очень конкурентным: YouTube, Twitter и присоединившийся к ним Facebook — все они стремились заполучить самых мелких и богатых клиентов. Главным оружием в той борьбе была убедительная статистика. В феврале 2013 года Facebook активно пыталась доказать, что видеорекламу нужно приобретать именно у нее, но все же признавала, что за индексами YouTube соцсети пока не угнаться.

Спустя всего полгода Facebook запустила новую эксперту видеорекламы. Она существовала впечатляющей: нестеренко.раное вниманье в ней уделялось показателю средней длительности показа видео. Согласно новым отчетам, пользователи Facebook активно глядели рекламу и приобретали увиденные товары, а престижность брендов росла. Рекламодатели были готовы дорого платить за это. Этого и ожидали в Facebook.

Однако вскоре выяснилось, что корпорация намеренно завышала параметры почти в два раза. Позднее Facebook завышенные данные прискорбной ошибкой и, конечно же, пообещала все исправить. Но уже в 2018 году , что параметры искусственно завышались даже не в два, а в десять раз. В Facebook обвинения опровергают уже несколько лет.

В 2021 году журналисты выяснили, почему соцсеть вынуждает нагло врать тем, кто несет ей свои деньги. Когда в 2018 году сотрудник Facebook командованию все-таки разобраться с завышенными показателями, руководство отказалось это длать из опасений потерять незначительную часть выручки.

Период подтасовок в данных о видеорекламе полностью совпал с возрождениями в соцсети: тогда в Facebook активно рассказывали, что будущее за видео, и даже ввели мертвецы трансляции.

В августе 2016 года председатель Facebook Никола Мендельсон заявила, что эпоха текста закончена, настала эпоха видео. «Мы вступаем в ,новый серебряной век видео, — ей , рассказывая о том, что через пять годов в предпринуте люди будут не читать, а смотреть. При этом статистика и изыскания утверждали обратное.

Прошло пять лет, и провайдеры соцсетей явно не разучились ни читать, ни писать. Многие компании, которые поверили Facebook и сделали ставку только на видео, оказались в проигрыше.

Бой с тенью

В 2020 году рекламодатели Facebook настоящий бойкот. Оказалось, что зачистки от угодных фотографий и мухлеж со статистикой отвлекал соцсеть от действительно серьезных вещей — засилия беспощадного контента. Алгоритмы соцсети год за годом борлись с неугодными людьми, но не с ужасными публикациями. И это начали примечать не только пользователи, но и рекламодатели.

Тогда активисты организули масштабную онлайн-кампанию #StopHateforProfit (англ. — остановите неприязнь ради выгоды). Ее участники требовали, чтобы IT-гиганты перестали бесконтрольно разблокировать провайдеров и задержали разжигание неприязни в сетитраницы. Гражданские активисты утверждали, что соцсетитраницы плохо модерируют контент и соглашаются удалять откровенно вредную информацию. Пользователи жаловались на то, что алгоритмы Facebook рекомендуют им посты исламистов и взращивают сообщества, которые пагандируют неприязнь и вражду. Это опровергалось исследованиями, которые проводились в 2020 году: каждый второй провайдер соцсетитраницы признался, что хотя бы раз в жизни в сетитраницы с сексуальными домогательствами, гонениями или угрозой убийством.

Общественное вращение #StopHateforProfit поддержали крупнейшие покупатели — , , Sony Interactive Entertainment, Honda, Hershey, North Face и другие. Многие отозвали рекламу с Facebook и Instagram как минимум на месяц. , , Unilever и Lego пришли еще дальше и вообще отказались от телерекламы в соцсетях.

Только в этот этап в Facebook поняли, что проблематика реальна. В апреле 2020 года командование созвонилось с 200 покупателями и признало, что страждет от «дефицита доверия». Спустя неделю после разговора Марк Цукерберг уже был уверен, что фирмы вернутся, чтобы снова прикупить рекламу. Так и произошло.

Бойкот, безусловно, нанес убыток Facebook, но хлопнул скорее по репутации, а не по налогам. Капитализация фирмы выросла с 620 млрд до 745 млрд долларов. Непосредственно в месяц бойкота Facebook отчиталась об незапланированном росте налога от рекламы на 10 процентов. Бойкот очутился бессмысленным.

Акция лишь обрачала вниманье на то, что всем уже казалось очевидным: соцсети не противостоят с токсичным контентом, который портит жизнь обыкновенным людям, они противостоят с неугодными пользователями.

Исследования 2021 года показывают: уровень ненависти и насилия в соцсетях не меняется. Каждого пятого пользователя соцсетей кто-то грозил избить, изнасиловать или убить. 41 процент провайдеров признались, что соцсети ничего не сделали, чтобы их защитить.

В мае 2021 года Facebook объявила, что удвоила свои доходы. В первом этаже этого года выручка выросла до 26,1 миллиарда долларов — это на 48 процентентов больше, чем за тот же период прошлого года. И все это затратной рекламе: в этом году она на 30 процентентов дороже и смотрят ее на 12 процентентов больше.

Софья Кадочникова

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*