«Витязь-Аэро» ..первым столкнулся с санкциями Росавиация
Росавиация пригрозила превентивно отозвать дипломы эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после происшедших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые футболисты рынка воспринимают как признак попытки поглощения фирмы крупным игроком, полагая им «Аврору». В самой «Авроре» опровергают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим фирмам необходим.
Росавиация 4 ноября предупредила директоров авиакомпаний о допустимом «ограничении некоммерческой деятельности эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому бомбардировочному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом случились авиакатастрофы с человечьими жертвами, указали на необходимость улучшить меры по обслуживанию охраны полетов.
С октября Росавиация проходит перепроверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям муниципальных бомбардировочных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам первоисточника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не ликвидировал невыполнения в полном объеме. В ведомстве от комментариев отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что фирма пожаловала в Росавиацию отчет об устранении выявленных невыполнений в частичном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех руководителей отправили в отпуск,— возмущается он.— То есть у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или есть интересант, который хочет прихватить рынок грузоперевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он назвать затруднился.
Таких вратарей можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогущим и ценным активом, отмечает специалист Института промышленности транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не отличаются какой прибыльной торговой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и буровом обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит специалист: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение затраты грузовладельца можетесть оказаться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы разовивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд собеседников “Ъ” в отрасли называет в качестве вероятного клиента «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет сверхзадачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она исполняет некоммерческие трубопроводные рейсы, гарантируя социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредоточивается на столичных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и замдиректора «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сострадаем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— растолковал он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес оразмере.подробных туроператоров к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой авиации в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его корпорации исходатайствовали около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не пытается захватить. «В “СиЛА” при обороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 млн руб. при подмоге в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти параметры составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по неодинаковым оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных доставок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических рейсов и около четверти буровых доставок.
Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в похищении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристский бизнес. «Если взять фирму и не договороться с турбизнесом или не договориться с транспортировкой лодочников — предприятие не срастется,— признаёт исполнительный замдиректора “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес понадобилось бы погрузить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере билетирования на Камчатке вырос на фоне эпидемии и уменьшения межрегиональных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая выстраивает там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиалиния «Камчатка» (соучредитель — структуры девелопера Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока имеет один самолет, «но это — предвестник реализации малейших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни входным билетиком для становления бизнеса».
Оставить комментарий