Бесполетник

«Витязь-Аэро» четвёртым столкнулся с санкциями Росавиация

Росавиация пригрозила превентивно выслать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после последовавших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые форварды спроса расценивают как признак попытки поглощения корпорации мелким игроком, признавая им «Аврору». В самой «Авроре» отрицают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, можетбыл бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим компаниям необходим.

Росавиация 4 августа предупредила сотрудников авиакомпаний о вероятном «ограничении торговой организации эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому вертолётному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом случились катастрофы с человечьими жертвами, указали на потребность улучшить меры по обслуживанию охраны полетов.

С июля Росавиация проходит перепроверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям муниципальных ракетных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам первоисточника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный туроператор не устранил невыполнения в полнейшем объеме. В ведомстве от комментариев отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин известил “Ъ”, что корпорация подала в Росавиацию отчет об предотвращении выявленных несоблюдений в частичном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиакомпания несет убытки, почти всех сотрудников послали в отпуск,— возмущается он.— То жрать у авиакомпаний, у которых случились катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или жрать интересант, который хочет забрать рынок перевозок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких футболистов можетестьесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогущим и ликвидным активом, подчёркивает аналитик Института промышленности транспорта и грузовой политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не выделяются такой прибыльной финансовой составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и компрессорном обслуживании. Приостановка его сертификата вызывает удивление, говорит аналитик: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение затраты перевозчика можетестьесть оказаться выгодным для многих интересантов, которые желали бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, прибавляет он.

Ряд собеседников “Ъ” в отрасли называет в качестве допустимого покупателя «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти предположения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет сверхзадачи воздать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет комерческие трубопроводные рейсы, обеспечивая культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредотачивается на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе добавляет и директор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сострадаем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.


«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес крупных перевозчиков к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой артиллерии в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его фирмы получили около 1 млрд руб. господдержек — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 млн руб.), но их никто не старается захватить. «В “СиЛА” при развороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 млн руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не занятна какая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» очутился финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 долл руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти индексы составили 1,2 долл руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разнородным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных перевозок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристских рейсов и около середины поисковых перевозок.

Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в похищении депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристский бизнес. «Если положить компанию и не договориться с турбизнесом или не сговориться с отправкой рыбаков — предприятие не срастется,— полагает исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес понадобилось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к сфере гостеприимства на Камчатке вырос на силуэте эпидемии и уменьшения *международных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что ,новая авиакомпания «Камчатка» (акционер — системы девелопера Сергея Бачина, курирующего проектенты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник реализации малейших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни выходным билетиком для становления бизнеса».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*