США — страна динамичная, многоликая, многонациональная. Все эти черты характерны и для американской организованной преступности. Соединенные Штаты Америки присвоили себе название — государство равных возможностей». Спектр криминала здесь тоже на редкость многообразен — от уважающих традиции «благородных» мафиозных донов до уличных банд, состоящих из отморозков.
Появление крупных криминальных группировок почти всегда становилось следствием очередной волны иммиграции. Как самостоятельное государство Соединенные Штаты были созданы колонистами, прибывшими главным образом из Великобритании. Потомки этих людей и считали себя настоящими американцами. В плане поддержания общественного порядка центральная власть всегда пыталась спустить максимум от векторности на уровень муниципалитетов. Так что граждане обычно самоорганизовывались, выбирая из своей среды шерифов и судей, а если те плохо работали — прибегали к суду Линча.
Ирландские банды США
В 1830-х годах среди иммигрантов преобладали выходцы из Ирландии. Встречали их не с распростертыми объятиями. Чтобы противостоять враждебной среде, они объединялись в криминальные группировки.
Одна из них, показанная в фильме «Банды Нью-Йорка», именовалась «Дохлые кролики». Название придумали после того, как на собрание ее членов кто-то подбросил тушку ушастого животного. Такие же тушки ирландцы привязывали к палкам, с которыми приходили на стрелки с конкурентами. И всегда настаивали, что они не банда, а клуб по интересам.
Заклятыми врагами «Дохлых кроликов» были «Парни из Бауэри» — еще одного Нью Йоркского района, тоже населенного преимущественно ирландскими уроженцами, но не католиками, а протестантами, да еще мнящими себя коренными американцами. В изобретении новых способов ограблений эти ирландцы демонстрировали неистощимую фантазию. Например, они преследовали свою жертву на улице, загоняли ее в тупик и высыпали на несчастного сверху золу из ведра. Пока ослепленный бедняга чихал и кашлял, а его затаскивали в подвал, обчищали и обычно убивали.
Другая ирландская банда «Хиос» предлагала клиентам широкий спектр услуг по избиению недруга: врезать по физиономии — 2 доллара, подбить оба глаза — 14 долларов, сломать нос или челюсть — 10 долларов, отрезать ухо — 15 долларов, прострелить ногу или пырнуть ножом — 25 долларов. Убийство тянуло на 100 долларов. По сравнению с этими душегубами банда «40 воров» представляла собой дружелюбную компанию, специализировавшуюся на карманных кражах и состоявшую из беспризорниками, руководимых опытными ворами.
Кроме Нью-Йорка, ирландцы оседали в других городах восточного побережья (в Бостоне, Балтиморе, Филадельфии, где было больше порядка и крутились основные финансовые потоки). Набирая силу, ирландцы тянули щупальца к строительным подрядам, торговле недвижимостью, продуктовому снабжению. Например, семейство Кеннеди добилось успеха в бизнесе и пробилось в элиту, в том числе и благодаря умению дружить со своими криминальными соотечественниками.
В начале XX века, чтобы успешнее противостоять при тельцам, ирландские банды Нью-Йорка объединились в группировку «Белая рука» и довольно долго удерживали контроль над портом. В Бостоне почти десять лет, вплоть до своей смерти в 1931 году, властвовал Фрэнк Уоллас. После его гибели от рук итальянцев лидерство перешло к ирландской банде «Уинтер Хилл», державшей город еще три десятилетия. Гармония рухнула после того, как двое лидеров перессорились из-за девушки, несколько лет громыхала война. Оба кавалера и их преемники погибли, но потом все как-то успокоилось.
Возглавивший клан Джозеф Балджер Уайти — сотрудничал с ФБР как осведомитель, руками правоохранителей он сумел избавиться от многих конкурентов. Правда, в 2011 году его все же упекли в тюрьму на два пожизненных срока. Недавно на экраны вышел посвященный ему фильм «Черная месса» с Джонни Деппом в главной роли.
Итальянцы
Если европейские государства и народы сражались с врагами внешними, то американцы — друг с другом. По этому, самые эпические произведения, снятые в Голливуде, посвящены именно криминалу, история которого, собственно, и есть история американской нации.
Взять, например вестерны о покорении Дикого Запада. Часть этих территорий была отобрана у Мексики в 1845-1851 годах, благодаря чему криминальная среда разбавилась латиноамериканцами, претендующими на доминирование в южных штатах.
В последней четверти XIX века усилилась еврейская иммиграция. Резко возрос и поток выходцев из Италии, прежде всего с Сицилии — региона с древними, идущими из Средних веков традициями преступности.
Знаковой фигурой был Джузеппе Эспозито, разыскиваемый в Италии по делу о похищении британского туриста (жертве отрезали ухо, чтобы поторопить родственников с выкупом). Именно с его приездом в Новый Орлеан и связывают появление термина «мафия», означающего как организованную преступность в целом, так и конкретные криминальные группировки в частности.
На самом деле никакую мафию Эспозито создать не успел, поскольку был депортирован на родину. Арестовавший его детектив Дэвид Хеннесси стал знаменитостью, а в 1888 году возглавил полицию Нового Орлеана. Здесь ему пришлось вести борьбу с двумя враждующими криминальными кланами, или, как говорили итальянцы, «семьями» — Матранга и Провенцано.
Поздним вечером 15 октября 1890 года у своего дома Хеннесси был обстрелян не менее чем пятью нападавшими. Бравый полицейский открыл ответный огонь и скончался на руках примчавшегося на помощь коллег и якобы прошептав: «Это сделали даго» (даго — жаргонное название итальянцев)
Несколько сотен сицилийцев были арестованы без каких-либо доказательств. Девятнадцать человек пред стали перед судом, но были оправданы. И тогда город буквально взорвался. Разгневанные жители расстреляли девятерых и повесили еще двух обвиняемых. После этого об итальянской преступности заговорили в общенациональном масштабе.
Однако история с Хеннесси имела еще одно важное следствие. Теперь итальянцы стремились избегать убийства служителей закона (полицейских, судей). Например, в 1935 году боевики Альберта Анастазии от греха подальше застрелили еврейского гангстера Голландца Шульца. Мафию встревожило, что он задумал ликвидировать прокурора Нью Йорка Томаса Дьюи.
Пик могущества итальянских криминальных группировок пришелся на 1920-е годы. Сухой закон способствовал расцвету бутлегерства (нелегальной торговли спиртным), приносившего поистине бешеные деньги, которые можно было пустить и на подкуп полиции, и на развитие вполне легальных видов бизнеса. Этому периоду посвящены классические гангстерские фильмы — от «Ревущие двадцатые» и «Лицо со шрамом» до «Однажды в Америке».
В борьбе за рынок ирландцы боролись с итальянцами, а последние координировали свои действия с еврейскими группировками. Но все это лишь общая картина, в которой есть масса нюансов.
Например, в 1929-1931 годах Нью-Йорк сотрясала Кастелламмарская война, в которой противостояли два итальянских клана, возглавляемых Джо Массерией и Сальваторе Маранцано (родом из сицилийского местечка Кастеллэммаре-дель-Гольфо). 15 апреля 1931 года Массерия был убит в ресторане тремя боевиками, работавшими на гангстера Лаки Лучано.
Маранцано провозгласил себя боссом всех боссов и, как считается, создал классическую схему итало-американской мафии, сами члены которой, кстати, предпочитают именовать свой бизнес «Коза ностра» («Наше дело»).
Во главе клана, или «семьи», стоит босс, дон, он же крестный отец. Его заместителем является младший босс (подручный босса). На особом положении находится советник семьи, или консильери, который обычно имеет собственный бизнес (как правило, юридический), выступая в качестве консультанта или переговорщика.
Капо (капитан) руководит группой из нескольких боевиков, отвечающей за один или несколько видов криминальной деятельности в конкретном районе и отстегивающей боссу часть прибыли. У него тоже есть свой подручный-заместитель — сотто капо.
Низшая ступень — боевик, или «солдат», которого принимают в семью по рекомендации одного или нескольких капо. Особую группу составляют «соучастники», не являющиеся членами «семьи», и вообще не являющиеся итальянцами.
Сам Маранцано пробыл боссом всех боссов лишь пять месяцев и был убит людьми все того же Лаки Лучано. В общем, идею абсолютной монархии мафия не приняла, спорные вопросы стали решаться на заседании комиссии — коллегии боссов.
Пять семей Нью-Йорка
Нью-Йорк поделили между пятью семьями – Бонанно, Гамбино, Дженовезе, Коломбо и Луккезе, которые продолжают свой бизнес и в наше время. Лаки Лучано находился на особом положении, в годы Второй мировой войны даже сотрудничал с армейским командованием. Сначала его боевики помогали охранять нью-йоркскую гавань от диверсантов, а в 1943 году договорились с родной сицилийской мафией относительно помощи высаживающимся войскам союзников.
Однако заслуги не помогли, и в 1946 году Лучано депортировали в Италию. Умер он от инфаркта, который хватил его во время встречи с режиссером, снимавшим документальный фильм о мафии.
В 1957 году полиция совершила облаву на боссов, устроив налет на их совещание в местечке Аппалачи. И хотя всех их пришлось отпустить, обществу был подан сигнал — с «Коза ностра» будут воевать серьезно.
Спустя шесть лет член семьи Дженовезе Джо Валачи нарушил омерту (обет молчания), подробно рассказав о нравах мафии и известных ему секретах. В тюрьме он сидел вместе со своим боссом и, заметив, что тот ему не доверяет, впал в панику. Железной трубой Валачи забил одного зека, который, как ему пока зал ось был подослан доном. И решил идти до конца, начав сотрудничать с полицией.
Из правил, считающихся характерными именно для итальянской мафии, следует выделить запрет на борьбу между членами «семьи», категорический запрет на любовные связи с женой другого члена клана и запрет на усы.
Еврейские банды
Еврейские банды, комплектовавшиеся выходцами из Восточной Европы, обычно действовали в тени или, так сказать, на подхвате у итальянцев. Именно их лидеры после Второй мировой войны занялись проникновением в профсоюзы. Речь шла не просто о взимании дани с этих организаций, но и о том, чтобы использовать профсоюзы как средство давления на предпринимателей.
Гангстер Мейер Лански придал новый импульс игорному бизнесу, занявшись строительством казино на Кубе, что позволяло, не нарушая закон, минимизировать налоговую нагрузку. Благо лучшим другом мафиози был кубинский президент Фульхенсио Батиста.
Но в 1959 году Батисту свергли, и обозлившиеся мафиози усердно помогали ЦРУ организовывать покушения на прикрывшего выгодный бизнес Фиделя Кастро. Покушения, впрочем, оказались неудачными.
Лански вообще отличался активной гражданской и политической позицией. 14 мая 1948 года, через 11 минут после провозглашения независимости Израиля, он перечислил на счет новорожденного государства огромную сумму, а в дальнейшем, открыв казино в Лас-Вегасе, отдавал соплеменникам 10% легальной прибыли.
Сегодня о еврейской мафии в США не говорят, то ли потому, что она умерла, то ли потому, что ставить подобный вопрос вообще не политкорректно.
Афроамериканские банды
Зато начиная с 1960 х годов возникло множество других национальных криминальных группировок. Условно к ним можно причислить и афроамериканские банды, возникшие на волне движении за гражданские права чернокожего населения.
«Черная партизанская семья» («Черный авангард») появилась в 1966 году как тюремная группировка, призванная обеспечивать афроамериканцам господствующие позиции в местах заключения и давать отпор администрации тюрем. О целях и задачах можно судить по эмблеме — скрещенные мачете и винтовка или дробовик с аббревиатурой BGF (Black Guerrilla Family), а также татуировке (тюремный охранник в лапах черного дракона на фоне тюремной башни).
Чернокожие уголовники сотрудничали с радикальной «Партией черных пантер», причем это партнерство распространялось и на сферы криминального бизнеса. В 1989 году один из членов «Черной партизанской семьи» Тирон Робинсон застрелил широкого известного афроамериканского активиста Хьюи Перси Ньютона. Причиной, как предполагается, стал конфликт из-за наркотиков.
Мексиканцы
«Черным партизанам» приходится воевать с другой криминальной группировкой — «Мексиканской мафией», или «Ла Эмэ», созданной в конце 1950-х годов угодившими в калифорнийскую тюрьму Дьюэл тринадцатью мексиканскими бандитами. Увидев, насколько быстро они подмяли под себя других заключенных, администрация распределила их по другим тюрьмам, но это позволило клану расширить свое влияние.
Предположительно, ряды «Мексиканской мафии» насчитывают до 30 тысяч членов, подчиняющихся одному лидеру. Принося пожизненную клятву кровью, они обязуются ставить превыше всего интересы банды и отрицать перед посторонними сам факт ее существования.
Одежду боевики «Ла Эмэ» носят черную. В татуировках используют национальный символ Мексики (орел и змея) поверх горящего круга над скрещенными ножами, а также № 13, соответствующий порядковому номеру буквы «М» (Мексика) в английском алфавите.
На свободе они обычно занимаются наркотрафиком, а при необходимости физической ликвидации конкурентов предпочитают обращаться к услугам «Арийского братства» — пожалуй, самой опасной тюремной группировке.
Ее члены составляют менее 0.1% от общего числа заключенных, но совершают почти 20% происходящих в тюрьмах убийств. «Арийское братство» управляется «Советом» и насчитывает около 15 тысяч бойцов. В татуировках преобладает нацистская и кельтская символика.
По самой распространенной версии, возникла группировка в 1964 году для защиты белых заключенных от террора со стороны афроамериканцев и латиносов. Защитить получилось, а потом идейность постепенно стала вытесняться бизнесом — наркотики, нелегальная торговля оружием, убийства по найму.
Сегодня в банду могут принимать и представителей других рас, но обязательное условие остается неизменным: «Кровь впускаем — кровь выпускаем!» То есть в качестве вступительного экзамена надо совершить убийство.
Банда Крипс
Самой многочисленной (около 60 тысяч) криминальной группировкой в США считаются «Крипс» («Калеки»), хотя здесь правильнее говорить о своего рода субкультуре и конгломерате уличных банд, зачастую враждующих друг другом и объединенных только общей символикой.
Крипс в значительной степени состоят из чернокожих тинейджеров, облачающихся в одежду синих и фиолетовых цветов и повязывающих на голове банданы. Еще одним атрибутом является тросточка. Когда в 1971 году подростки ограбили четырех японок, те именно из-за тросточек описали преступников как «хромых», откуда появилось и название. Для вступления в банду парням надо совершить преступление по заказу, девушкам — отдаться кому-то из старших товарищей.
Рэймонда Вашингтона, одного из основателей движения, застрелили в 1979 году. Его боевой товарищ Стэнли Уильямс (Туки) в том же году был арестован и приговорен к смерти за совершенное при ограблении убийство продавца, супружеской пары и их дочери. В ожидании приговора он писал книги, призывающие подростков не вступать в уличные банды, и девять раз выдвигался на Нобелевскую премию. Но прощения Уильямс не добился, в 2005 году смертный приговор привели в исполнение.
Столицей банды Крипс считается Лос-Анджелес, где им приходится соперничать с другой афроамериканской группировкой — «Бладс» («Кровники»), бойцы которой обычно облачаются в красное и помечают границы своей территории аэрозольной краской. Специализация — наркотики. грабежи, убийства. Обе банды придумали собственные танцы Crip-Walk («Прогулка калек») и Blood-Walk («Прогулка кровников»), являющиеся вариациями брейк-данса.
Сальвадорцы
В США многие азиатские преступные группировки (китайские, вьетнамские, корейские, камбоджийские) остерегаются расширять деятельность за пределы собственных национальных диаспор. Латиноамериканцы же, напротив. стремятся расширить свое влияние. Кроме привычных мексиканцев, основных поставщиков наркотиков — колумбийцев или оседающих вблизи от родного острова во Флориде кубинцев, активность демонстрируют и представители других государств. Например, сальвадорцы.
Пик эмиграции из этой страны пришелся на 1980-е годы, когда в Сальвадоре бушевала гражданская война между проамериканским режимом и ориентированными на СССР и Кубу партизанами.
Численность группировки «Мара Сальватруча» (на сленге — «Бригада сальвадорских бродячих муравьев»), или MS-13, по разным оценкам, колеблется от 50 до 300 тысяч человек, из которых 10-40 тысяч действуют на территории США. Диапазон деятельности самый широкий — торгов ля наркотиками, оружием и людьми, грабежи, рэкет, заказные убийства, похищения с целью выкупа, сутенерство, угон автомобилей, отмывание денег и мошенничество. С находящихся на подконтрольной территории магазинов забирают до половины прибыли. Частенько с живущих в США сальвадорцев вымогают дань, угрожая расправой над их оставшимися на родине родственниками.
Полиция смогла серьезно потеснить «Сальвадорских муравьев» в Лос-Анджелесе, после чего они начали перебираться на восточное побережье — туда, где и зародилась американская нация. История движется по кругу, и что делать, если борьба с криминалом нескончаема, как коловращение жизни?
Оставить комментарий