Его признали виновным в получении взяток почти на 140 миллионов рублей. Обвинение запрашивало для Соловьева 13 лет колонии строгого режима, однако суд приговорил подсудимого к 10 годам и 275 миллионам рублей штрафа. Сам 70-летний Соловьев во время процесса заявлял о своей невиновности, говорил, что у него нет денег и что он вряд ли выживет в случае назначения ему реального срока из-за своего возраста и проблем со здоровьем. «МБХ медиа» рассказывает, как в России преследуют губернаторов и многих ли из них сажают.
Часто ли вообще сажают губернаторов?
Аресты губернаторов в России — явление отнюдь не редкое. Начиная с 1996 года, уголовные дела возбуждались против более чем трех десятков глав регионов: действующих или успевших выйти в отставку. Не все из них отправлялись за решетку. Чьи-то дела закрывались, чьи-то прекращались из-за срока давности, а кто-то получал условные сроки.
Например, в 1997 году было возбуждено дело на губернатора Тульской области Николая Севрюгина. Его обвиняли во взяточничестве и нецелевом расходовании бюджетных денег. Следствие шло медленно, пока в конце концов его не приостановили из-за болезни обвиняемого, а затем Севрюгина и вовсе амнистировали. В 2000 году так же амнистирован был подозреваемый в хищениях губернатор Смоленской области Александр Прохоров. Дело против губернатора Курской области Александра Руцкого, возбужденное в 2000 году из-за незаконной, по мнению следствия, приватизации четырехкомнатной квартиры, было закрыто спустя два года с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Сразу после этого дело возбуждалось на преемника Руцкого — курского губернатора Александра Михайлова. Его тоже обвиняли в махинациях с жильем, а в 2003 году из-за отсутствия состава преступления обвинения с него были сняты.
Впрочем, тех, кто получал реальные сроки, тоже немало. В 2013 году суд приговорил к 9,5 годам колонии губернатора Тульской области Вячеслава Дудку. В 2015 году к четырем годам колонии был приговорен губернатор Брянской области Николай Денин. В 2018 году к восьми годам колонии приговорили главу Кировской области Никиту Белых. В том же году к 13 годам приговорили губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, сейчас ему предъявлены новые обвинения. А в 2019 году к 11 годам колонии был приговорен глава Коми Вячеслав Гайзер.
За что сажают?
Во всех делах против приговоренных к реальным срокам губернаторов в вину им вменялись коррупционные преступления. Вячеслава Дудку признали виновным в получении взятки в 40 миллионов рублей за предоставление корпорации «Гринн» земельного участка под строительство гипермаркета в Туле. Дудка в суде называл свой приговор политически мотивированным и отрицал вину. До того, как на него было возбуждено уголовное дело, губернатор любил говорить о своей борьбе с казнокрадством, и даже связывал с этим критику в свой адрес в СМИ. «Мы боремся с коррупцией, а она борется с нами», — заявлял он. В 2018 году Вячеслав Дудка был освобожден по УДО.
Брянский губернатор Николай Денин в 2014 году был отстранен от должности президентом Владимиром Путиным с формулировкой: «в связи с утратой доверия». А спустя год суд признал его виновным в превышении должностных полномочий. Как следует из материалов дела, будучи губернатором, он дал указание выделить из бюджета региона 21,8 миллиона рублей птицефабрике, директором которой он был ранее, а часть акций предприятия принадлежала родственникам Денина. Экс-губернатор отсидел не весь срок, в апреле 2018 года он вышел по УДО.
Никита Белых, губернатор Кировской области, был задержан силовиками при получении взятки в июне 2016 года. Следствие утверждало, что с 2012 по 2016 год Белых получил одну взятку в 200 тысяч евро от предпринимателя Альберта Ларицкого и две взятки в том же размере от бизнесмена Юрия Судгаймера. Деньги предназначались в обмен на покровительство Нововятской лесной компании и Лесохозяйственной управляющей компании, владельцами которых в разное время были бизнесмены. В итоге суд снял с Белых обвинения по эпизоду взятки от Ларицкого, но по двум другим признал его виновным и приговорил к восьми годам колонии. Сам Никита Белых в суде называл свое дело провокацией спецслужб. Вину он не признал.
Сахалинский губернатор Александр Хорошавин был задержан в 2015 году по обвинению во взяточничестве. Его приговор в 2018 году называли самым суровым для бывших губернаторов за последнее десятилетие. Хорошавина и его подельников обвиняли в создании в регионе преступного сообщества, которое промышляло сбором взяток с предпринимателей за общее покровительство и получение государственных контрактов. В деле было 10 эпизодов — взятки более чем на 500 миллионов рублей и отмывание денег.
«Мне не стыдно за годы работы мэром Охи, за губернаторство, за мою жизнь. Я не шел на компромиссы, не выбирал легких путей, старался отстаивать свои личные принципы, отстаивать интересы родного края. Как это получилось, судить людям», — заявил в своем последнем слове Хорошавин. Его осудили на 13 лет. А после того, как Хорошавин был осужден, следствие подготовило для него новое обвинение. Второе дело тоже касается получения и приготовления к получению взяток. Сейчас оно рассматривается в суде.
Приговоренный к 11 годам глава Коми Вячеслав Гайзер был признан виновным в хищениях и отмывании денег. По его делу проходили 13 фигурантов. Следователи сочли его мозговым центром преступной группировки местного бизнесмена Александра Зарубина (находится в розыске). В 2005—2015 годах группировка, по данным СК, похитила 100% акций птицефабрики «Зеленецкая» на 3,3 миллиарда рублей, 67 миллионов рублей из Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми, а также получила взяток более чем на 198 миллионов рублей. В обмен на деньги взяткодатели получали различные должности и покровительство. Кроме того, группировке вменили отмывание полумиллиарда рублей. Следствие полагало, что Гайзер вступил в преступное сообщество будучи еще министром финансов Коми. В итоге суд признал, что преступления совершались, однако наличие преступного сообщества как такового счел недоказанным. Приговор чиновнику можно считать относительно мягким, учитывая, что гособвинение запрашивало для него 21 год лишения свободы. Гайзер тоже считал себя невиновным, а свое уголовное преследование называл «кампанейщиной».
Есть ли те, кого оправдывали?
Против губернатора Амурской области Леонида Короткова в 2007 году следствие выдвинуло обвинения в халатности, нецелевом использовании бюджетных средств и злоупотреблении полномочиями. Владимир Путин даже отправил чиновника в отставку в связи с утратой доверия. Следствие полагало, что Коротков закупал дорожную технику по завышенным ценам, повлиял на то, чтобы местная энергетическая компания заложила в энерготарифы расходы на содержание ФК «Амур», также его обвиняли в попытке купить за счет бюджета акции ОАО «Прииск Дамбуки» за 16 миллионов рублей. Гособвинение просило приговорить Короткова к трем годам колонии, однако суд на тот момент уже бывшего губернатора оправдал.
В 2006 году суд оправдал губернатора Калининградской области Леонида Горбенко. Его обвиняли в превышении должностных полномочий при заключении в 1997 году с немецким Dresdner Bank договора о кредите в размере 10 миллионов долларов. После оправдательного приговора, отвечая на вопрос, боялся ли экс-губернатор сесть в тюрьму, Горбенко ответил: «Все непредсказуемо. Это же Россия!». В мае 2010 года суд присудил Горбенко 400 тысяч рублей компенсации за незаконное привлечение его к уголовной ответственности. Спустя два месяц после этого экс-губернатор умер от сердечного приступа.
Кто находится под следствием?
Самой громкой историей последних лет «охоты на губернаторов», безусловно, стало дело против теперь уже экс-главы Хабаровского края Сергея Фургала. Он был задержан 9 июля и доставлен в Москву. Следствие выдвинуло против него обвинение в организации заказных убийств дальневосточных предпринимателей в 2000-х годах. Сразу после ареста Фургала в Хабаровске вспыхнули стихийные массовые акции протеста, которые продолжаются до сих пор. Протестующие требуют открытого судебного разбирательства по делу непосредственно в Хабаровске. Также они требуют отставки его сменщика от ЛДПР Михаила Дягтярева и мэра Хабаровска Сергея Кравчука.
Однако Сергей Фургал сегодня не единственный губернатор, находящийся под следствием. В столичном СИЗО суда дожидается экс-глава Ивановской области Павел Коньков. Его обвиняют в хищении 700 миллионов рублей. По версии следствия, бюджетные миллионы Коньков вместе с управляющим директором ОАО «Ивановский бройлер» Дмитрием Гришиным и неустановленными лицами выводили через организации, входящие в группу компаний «ПРОДО». Сам экс-губернатор виновным себя не признает. «Трактовки, которые делает следствие, — они далеки от истины, поэтому я не признаю себя виновным», — заявлял он в прошлом году. По поводу ареста Конькова в Иваново никто не протестует.
С мая прошлого года суд рассматривает уголовное дело экс-главы Марий Эл Леонида Маркелова. Он был задержан в 2017 году по обвинению о получении взятки в 235 миллионов рублей. Также ему вменяют злоупотребление полномочиями и незаконный оборот боеприпасов. По версии следствия, Леонид Маркелов нанял за бюджетный счет личную охрану за 8 миллионов рублей и незаконно хранил 30 патронов от стрелкового оружия. В сентябре 2020 году суд удовлетворил иск Генпрокуратуры и изъял у Маркелова в пользу государства имущество на 374 миллионов рублей. Это уже второй аналогичный иск. По первому, в прошлом году, у Маркелова и его мачехи изъяли имущество на 2,2 миллиарда рублей. Речь идет о 120 объектах недвижимости, торговом центре в Йошкар-Оле, часах Patek Philippe за 1 миллион рублей. Также решено изъять у обвиняемого более 8,5 миллионов рублей, 224 тысяч долларов и 660 тысяч евро. Среди конфискованного — и 950 наименований разных предметов роскоши на несколько десятков миллионов рублей. После оглашения в суде обвинительного заключения по делу Маркелов назвал его «бессмысленным набором слов». Что касается конфискованного имущества, то, по словам Маркелова, оно было нажито до того, как он возглавил республику.
В 2017 году было возбуждено уголовное дело против Михаила Юревича, который возглавлял Челябинскую область с 2010 по 2014 годы. СК обвинил его в том, что будучи губернатором, Юревич систематически получал взятки от главы регионального минздрава Виталия Тесленко. Общая сумма переданных денег составила 26 миллионов рублей. Также следователи считают, что Юревич подстрекал подчиненного распространять ложь в отношении председателя областного суда, и, кроме того, получил 3,4 миллиарда рублей от местного бизнесмена за «общее покровительство». На допрос к следователю Юревич не явился. Он был заочно арестован и, по данным СМИ, скрывается в Великобритании.
Кстати говоря, и преемник Юревича на губернаторской должности Борис Дубровский не избежал его участи. Его обвиняли в злоупотреблении должностными полномочиями из-за претензий Федеральной антимонопольной службы. Дубровского обвиняли в картельном сговоре при проведении дорожных аукционов. После этого в 2019 году он ушел в отставку. Материалы ФАС были переданы в следственные органы, а после возбуждения уголовного дела чиновник покинул страну и уехал в Швейцарию. В октябре прошлого года дело было закрыто. Однако спор участников предполагаемого картельного сговора с ФАС идет до сих пор. Пока антимонопольщики прошедшие суды проиграли, их решение, ставшее поводом для возбуждения уголовного дела, признано незаконным. Но 5 ноября Арбитражный суд Московского округа рассмотрит их кассационную жалобу.
Оставить комментарий