Алексей Хотин

Алексей Хотин

19 апреля 2019 года Следственный комитет РФ сообщил о задержании Алексея Хотина — главного акционера банка «Югра», лишившегося лицензии в 2017 году. Он обвиняется в хищении 7,5 млрд руб. у своего банка. Новости об этом тут же появились во всех СМИ, и биографией Алексея Хотина заинтересовались и далекие от криминала люди.

Алексей Юрьевич Хотин

Алексей Юрьевич Хотин, так же, как и его отец, окончил Минское суворовское военное училище. По некоторым сведениям, он даже успел немного послужить в КГБ РБ, но затем понял, что это – не его стезя, и переключился на бизнес. В то время Хотин-старший руководил фирмой «Белкосметикс», занимавшейся производством косметики и бытовой химии. Бизнес этот стал активно развиваться с приходом в президентское кресло Белоруссии Александра Лукашенко, что породило слухи о близости Хотиных к новой власти.

Юрий Хотин

В конце 1990-х большое количество высокопоставленных белорусских чиновников стало перебираться в Москву, в частности туда переехал управляющий делами президента республики Иван Титенков. Все они имели хорошие связи с российскими госструктурами. Благодаря им и деньгам, прихваченным из Белоруссии, они стали развивать свой бизнес и перетягивать в российскую Столицу своих доверенных лиц. Именно тогда в Москве оказались и Хотины.

Титенков был в Белоруссии, что называется, «серым кардиналом», пока в отношении его друга, владельца Konto Holdings Виктора Лагвинца не завели уголовное дело, а ему самому не пришлось подать в отставку. То, что именно Титенков способствовал приезду Хотиных в Москву, говорит и тот факт, что впоследствии в структурах Алексея Юрьевича Хотина фигурировала фамилия Лагвинца.

В Первопрестольной Хотины арендовали производственные помещения у мясокомбината «Микомс». А после того как в кризис 1998 года предприятие обанкротилось белорусские предприниматели по бросовой цене приобрели на торгах его здание. После этого отец и сын укрепились в столице, и даже сумели войти в окружении Елены Батуриной, супруги тогдашнего градоначальника.

С приходом питерской команды к власти в стране, у Хотиных связей не поубавилось, а скорее наоборот. В друзьях бизнесменов оказался политик Сергей Миронов, который в скором времени стал председателем Совета Федерации. Кроме того тогдашний министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов свел предпринимателей с назначенным на аналогичную должность в России Борисом Грызловым. Грызлов в свою очередь познакомил Алексея Юрьевича и его отца с тогдашним главой ФСБ Николаем Патрушевым.

Впрочем, с Патрушевым Алексей Хотин вполне мог познакомиться и через бывшего министра иностранных дел Белоруссии Урала Латыпова, входившего в ближнее окружение Лукашенко. Известно, что Латыпов был начальником кафедры на высших курсах КГБ в Минске, которые в свое время и оканчивал Патрушев. В то же время именно Латыпов был введен в совет директоров МТЗ «Рубин», владевшей ТЦ «Горбушкин двор», незадолго до того, как компанию приобрели Хотины.

Бизнес Хотиных

В 2000-е годы начался расцвет бизнеса Алексея Юрьевича Хотина и его отца. Связан этот бизнес был в первую очередь с московской недвижимостью, причем получали Хотины ее в свое распоряжение путем рейдерских захватов. Белорусское семейство вводило своих людей в предприятия со сложной финансовой ситуацией, после чего доводило их до банкротства, и скупало принадлежавшие этим предприятиям здания по заниженной цене.

Так, например, владелец 65 % акций Московского мыловаренного завода Михаил Завертяев только впоследствии случайно узнал, что в число акционеров каким-то образом вошли Хотины. Затем белорусское семейство захватило актив и самого Завертяева, действуя при этом со ссылкой на Елену Батурину. В давлении на Завертяева поучаствовал и тогдашний вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, а также силовые структуры.

Слева: Олег Сорокин и Валерий Шанцев

Похожая история произошла с владельцем ООО «Игелснаб» Игорем Ставруловым, который решил продать принадлежащее ему производственное помещение. Приобрести здание на условиях оплаты в рассрочку изъявили желание Хотины. Однако платежи вскоре прекратились, и Ставрулов решил расторгнуть сделку. Тут-то и выяснилось, что он уже не является собственником «Игелснаба». Суды тянулись два года, сделка по продаже здания в итоге была признана недействительной, но вернуть себе здание он все равно так и не смог.

К середине 2000-х годов Хотины получили около 1 млн. кв. метров московской недвижимости, в основном бывшие фабрики, заводы и НИИ. Они скупали производственные предприятия, создавали на их месте офисы, затем перепродавали своим же фирмам, и только после этого оформляли их в Ростехинвентаризации и Регистрационной палате. В итоге в городе на месте заводских площадей, росли офисные центры.

Милиция бессильна

Реконструировались же здания без должных разрешений. Подрядная организация ООО «Стройинвест», занимавшаяся ремонтом зданий, так и не дождалась от Хотиных необходимой документации. Более того, со временем структуры Алексея Хотина задолжали «Стройинвесту» 70 млн. рублей. Генеральный директор строительной компании Михаил Гавриков обратился в милицию и прокуратуру, но в возбуждении дела было отказано в связи с отсутствием признаков мошенничества.

Алексей Хотин

Вместо этого предприниматель получил обвинение в клевете и мошенничестве и встречные уголовные дела. В итоге эти дела Гавриков выиграл в Федеральном арбитражном суде Московского округа. В апреле 2011 года генеральному директору «Стройинвеста» удалось возбудить уголовное дело против «не установленных следствием лиц». После предварительного следствия Главное следственное управление ГУ МВД Москвы признало его потерпевшим и подтвердило претензии на 13 млн. рублей.

Структуры Хотиных приобретали недвижимость на кредиты Сбербанка, ВТБ и банка «Глобэкс», у которых в залоге находились сотни тысяч квадратных метров принадлежащих бизнесменам площадей. Правда, не всегда эти квадратные метры гарантировали банкам надежность клиента. Тот же ВТБ пытался через суд вернуть кредит на 6 млрд. рублей, которые были выданы под залог бизнес-центра и земельного участка на Дмитровском шоссе. Поручителем по кредиту стала управляющая компания «Мега-групп», у которой это здание было в долгосрочной аренде. В скором времени кредит перестали обслуживать, а «Мега-групп» стала банкротом. Управляющий банкротством «Мега-групп» расторг договор аренды и вернул здание также обанкротившейся компании «Оборудования и машины». А управляющий «Оборудованием и машинами» сдал здание в долгосрочную аренду новой компании.

Невыполнение условий договоров было свойственно структурам Хотиных. Так компания «Консалт-групп», владеющая восемью комплексами площадью 500 тыс. кв. м, отказывалась платить по договорам. Президент Гильдии риэлторов Москвы Сергей Саяпин нашел для компании Алексея Юрьевича арендатора на 4.5 тыс. кв. м в бизнес-центре «Технопарк синтез», за что должен был получить 2.8 млн. рублей. Однако вместо этого он получил 1.7 млн. руб. и сообщение: «Папа сказал — вам хватит».

Особенности бизнеса Хотиных

Были и другие особенности ведения бизнеса семейством Хотиных. Арендаторы жаловались на то, что им не возвращают депозит. А ряд строительных компаний обвинили Алексея Хотина в том, что его структуры не оплачивают выполненные ремонтные работы. Одна из таких строительных компаний, «Омега», требовала от «Комплексных инвестиций» 45 млн. рублей, но в итоге оказалась сама должна структурам Хотина.

Алексей Хотин

Долгое время портфель недвижимости Хотиных состоял из офисов класса «В» и «С» в не самых лучших местах. Но летом 2011 года Алексей Хотин выкупил у своего земляка Александра Милявского торговые центры «Горбушкин двор» и «Филион», по оценкам, за 450 млн. долларов. За неполные 14 лет отец и сын Хотины превратились из мелких коммерсантов в девелоперскую группу, занявшую четвертое место в рейтинге Forbes. Через десятки фирм они контролировали около 1.8 млн. кв. м офисных и торговых площадей на территории Москвы, в частности бизнес-центры Cherry Tower, «Красный богатырь» и «Нижегородский», а также технопарк «Синтез».

При этом Хотины не забросили свой косметический бизнес. Производство было перенесено в Подмосковье, а руководил им Михаил Лабанок, муж сестры Алексея Юрьевича. Сама Маргарита Лабанок возглавила Национальное агентство клинической фармакологии и фармации (НАКФФ). Одно время НАКФФ даже стала лидером по госзаказу на рынке медицинской лабораторной диагностики.

Алексей Хотин и нефть

К началу 2010-х годов Алексей Хотин уже сам управлял всеми активами, в то время, как его отец практически отошел от дел. В это время Хотин обратил внимание и на нефтянку. В этот бизнес он попал, можно сказать, случайно. Владелец Майорского месторождения в Оренбургской области срочно искал покупателя и предложил московским рантье месторождение с запасами 6 млн. тонн за 10 – 15 млн. долларов. Нефтяные активы Хотин скупал с той же энергией, что и московские заводы.

В декабре 2012 года структуры Хотиных выкупили у Сбербанка за 3.6 млрд. рублей компанию «Дулисьма». Сразу после этого Федеральная налоговая служба стала подозревать нефтяную компанию в том, что та искусственно занижает цену проданного сырья.

Алексей Хотин

За год до продажи «Дулисьмы» Хотиным Сбербанк добился от правительства возвращения компании льготной экспортной пошлины на нефть. «Дулисьма» и дальше продолжила получать экспортные льготы, причем делала это быстрее, чем такая крупная нефтяная компания как ЛУКОЙЛ. Минфин считало эти льготы неоправданными и оценивала потери бюджета от них в 92.5 млрд. рублей. При этом министр финансов Антон Силуанов напрямую указывал, что компания получила экспортные льготы в обход установленного порядка согласования.

Кредиторы Хотина

Поговаривали, что президент Сбербанка Герман Греф хорошо знаком с Алексеем Юрьевичем. По одной из версий, выйти на Грефа Хотиным помог Миронов, чтобы те могли решить свои проблемы с кредитами в Сбербанке. В июне 2014 года владелец «Дулисьмы», компания «Краунсити», заложила в Сбербанке до 2017 года вексель нефтяной компании. Под кредитные линии Сбербанка были заложены и часть помещений ТЦ «Горбушкин двор» в Багратионовском проезде, офисно-складские центры в Электролитном проезде, на Нижегородской улице и комплекс «Красный богатырь» – всего около 200 000 кв. м.

Кроме того Хотиных кредитовал Россельхозбанк (РСХБ). «Дулисьма» получила в РСХБ кредитную линию в том числе для рефинансирований займов Сбербанка. На тот момент председателем правления банка был Дмитрий Патрушев, сын ставшего уже на тот момент секретарем совета безопасности Николая Патрушева. Поговаривали, что Патрушев и Грызлов лично добивались продления налоговых льгот для НК «Дулисьма» в Правительстве.

Банк «Югра»

Впрочем, Алексей Хотин в скором времени заимел и свой собственный банк. В 2016 году банк «Югра» раскрыл обновленный список аффилированных лиц, среди которых появился и Хотин-младший. Ему принадлежало всего 0,48 % акций, однако еще 52,4 % акции были закреплены за швейцарской компанией Radamant Financial AG, бенефициаром которой называли также Алексея Хотина.

Банк «Югра»

Тремя годами ранее менеджеры связанные с Хотиными купили банк «Югра» за 6 млрд. рублей. Но имя самого белорусского предпринимателя долгое время в списке аффилированных лиц не раскрывалось. Такая конспирация, судя по всему, была связана с тем, что Хотины могли выводить средства вкладчиков и пускать их на личные девелоперские проекты.

Видимо поэтому банк «Югра» не впечатлял своими финансовыми показателями. Центробанк запустил ряд проверок «Югры», а перед этим отказался пополнить капитал банка через ОФЗ и предписал уменьшить объем вкладов, привлекаемых от населения.

Уже в конце 2016 года Хотины начали передавать свои многочисленные активы новосозданным компаниям — New Life Group и Sky Property. Почти все нефтедобывающие предприятия ушли под крыло компании «Русь-Ойла», единственным акционером которой стал Сергей Подлисецкий — бизнесмен украинского происхождения, главное доверенное лицо Алексея Юрьевича Хотина.

Такие шаги связывали с тем, что ситуацией в банке «Югра» стали интересоваться не только Центробанк, но и правоохранительные структуры. Из финансового учреждения могли быть выведены десятки миллиардов рублей частных и государственных вкладов.

Хищения в Югре

Весной 2019 года было возбужденно уголовное дело по факту хищения денежных средств у банка «Югра» в сумме 7.5 млрд. рублей. Алексей Хотин вместе с председателем правления банка Дмитрием Шиляевым и президентом кредитной организации Алексеем Нефедовым был отправлен под домашний арест. Банк, остался должен вкладчикам порядка 174 млрд. рублей, возмещение которых теперь вынуждено брать на себя государство в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Алексей Нефедов

Как выяснилось, долгие годы кредиты в «Югре» на сверхлояльных условиях получали компании, связанные с кланом Хотиных. Большинство этих многомиллиардных кредитов были заведомо невозвратными.

Пытаясь вернуть хотя бы часть денег конкурсный управляющий «Югры» опубликовал заявление о намерении подать иск о банкротстве компании «Дулисьма». Впрочем, поучаствовать в дележки бизнеса Хотина намерены весьма влиятельные люди.

Альфа-банк уже подал пять исков к арестованному экс-банкиру и его компаниям, обвинив его в нарушении мирового соглашения о долгах на 700 млн. долларов. Также ходят слухи, что Алексей Хотин стал жертвой главы Роснефти Игоря Сечина, а исполнили его волю люди из Центробанка – заместители председателя Дмитрий Тулин и Василий Поздышев. По этой версии Сечин решил заполучить нефтяные активы, а «Альфа-Банку» должны отойти торговые и офисные площади.

Арест Алексея Хотина

Алексей Юрьевич Хотин вместе со своим отцом сумел объединить свои белорусские и российские связи, благодаря чему выстроил в России весьма успешный бизнес. Но чем бы он ни занимался, от недвижимости до нефтянки и банковского дела, везде его деятельность сопровождали рейдерские захваты, мошеннические схемы, и сомнительный лоббизм во власти. Впрочем, его покровители сегодня существенно утратили позиции, да к тому же изрядно охладели к самому семейству Хотиных. Как следствие, Алексей Хотин оказался под уголовным преследованием, а ряд весьма влиятельных представителей российской власти и бизнеса уже готовы прибрать к рукам его самые привлекательные активы.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*