Документы из офиса работающих на Евгения Пригожина политтехнологов показывают стратегию российского вмешательства в африканскую политику — разжигать антизападные настроения и реанимировать старые территориальные споры. Но пока российской экспансии мешают три проблемы — непрофессионализм, коррупция и пьянство.
Демонстранты молча несли плакаты с требованием избавить Мадагаскар от французского влияния. В 27-градусную жару несколько десятков человек прошли по улицам Антананариву и остановились перед зданием французского посольства, где их начали снимать журналисты. Митинг так бы и закончился в тишине, если бы инициативу не взял в свои руки высокий крепко сложенный мужчина. Он начал скандировать требования: Париж должен вернуть острова Эпарсе или «разбросанные острова» — спорные территории, расположенные в основном в Мозамбикском проливе . Сами по себе острова не представляют большой ценности, но в шельфовой зоне близ них находятся залежи полезных ископаемых: до 12 млрд баррелей нефти и до 5 млрд кубометров газа, а объем уже заключенных контрактов по разведке и добыче составляет $300 млн.
Мужчина, заводивший толпу перед посольством, — даже не гражданин Мадагаскара. Это Кеми Себа, которого сторонники называют панафриканистом, а журналисты и исследователи — черным расистом и антисемитом. За сутки до демонстрации он выступал на конференции «Острова Надежды» в отеле «Азия и Африка» в Антананариву. «Франция, долой с нашей территории, у тебя нет права здесь находиться. Африканцы больше доверяют России, нежели Америке или Франции! — кричал он с трибуны. — Нам не нужно разрешение Запада, чтобы вернуть себе земли, которые принадлежат нам по праву. Свобода Африки или смерть! Мы победим». Эту конференцию, как выяснил «Проект», организовали российские политтехнологи, работавшие на Евгения Пригожина, они же заплатили демонстрантам перед французским посольством. С самим Себа они сотрудничали как минимум с середины 2018 года .
Африканская экспансия
Для координации африканской экспансии политтехнологи Пригожина создали центр в Петербурге или «бэк-офис», как они его называют. Только там трудились несколько десятков человек, еще в 20 африканских странах работают выездные группы.
Участие Пригожина в африканской политике давно перестало быть тайной . Но масштабы его планов стали понятны только сейчас, когда «Проекту» удалось ознакомиться с внутренней документацией «бэк-офиса» африканского проекта — неформального аналитического центра при «кремлевском поваре» .
Связанные с Пригожиным эксперты знакомы не первый год. Так, на фотографию с форума политтехнологов в 2015 году попали региональный директор «М Инвест» Михаил Потепкин (второй слева), позднее подписавший договор на добычу золота с правительством Судана, руководитель петербургского «бэк-офиса» Петр Бычков (шестой слева) и его коллега Ярослав Игнатовский (восьмой слева).
Связанные с Пригожиным эксперты знакомы не первый год. Так, на фотографию с форума политтехнологов в 2015 году попали региональный директор «М Инвест» Михаил Потепкин (второй слева), позднее подписавший договор на добычу золота с правительством Судана, руководитель петербургского «бэк-офиса» Петр Бычков (шестой слева) и его коллега Ярослав Игнатовский (восьмой слева). Источник фото: Фейсбук
Постоянно в «бэк-офисе» 10-15 сотрудников , но их число часто меняется, под различные проекты набирают новых людей. В основном они работают удаленно или из съемных квартир . Руководит «бэк-офисом» политтехнолог Петр Бычков .
В список государств, где у Пригожина есть интересы, входят 39 стран, как минимум в 20 работают политтехнологи . Вероятно, интерес к Африке отразился даже в официальной статистике. С 2017 года число россиян, выехавших в африканские страны, заметно выросло — более чем в полтора раза .
«Полевые» сотрудники в этих странах держат с Пригожиным прямую связь: у большинства есть телефоны, которые позволяют ресторатору позвонить каждому из подчиненных (они называют их «закрытыми телефонами»). Номера телефонов идут по порядку — от номера «1», который закреплен за Пригожиным, до как минимум номера «700» . Для связи друг с другом и с местными жителями политтехнологи в основном используют Telegram .
Для каждой из стран предусмотрен свой план действий, но наиболее проработанная часть стратегии касается бывших французских колоний в Африке и связана с Кеми Себа.
Наш исламист
Кеми Себа упоминается в документах «бэк-офиса», озаглавленных «Панафриканский проект». Предполагается, что он мог бы стать лидером «серого» объединения африканских стран.
Основной принцип российской внешней политики на континенте — «африканским проблемам — африканское решение»: страны должны сами решать свои проблемы без вмешательства Запада. 37-летний Себа как нельзя лучше подходит под эту формулу: сын эмигрантов из Бенина, выросший во Франции, а потом вернувшийся в Африку. В прессе Себа не раз называли антисемитом, «черным расистом» и сторонником кеметизма — реконструированной политеистической религии, которая превозносит роль чернокожего населения в становлении цивилизации на планете. Его организация «Племя Ка» (Tribu Ka) едва не устроила еврейский погром в Париже, после чего была распущена решением французского правительства. Вскоре Себа примкнул к партии «Новых черных пантер» — антиимпериалистам, исламистам и панафриканистам.
Себа и его нынешнее движение, Urpanaf, выступающее против «французского неоколониализма и империализма», упоминаются в так называемом «Панафриканском проекте» политтехнологов Пригожина . Предполагается, что на континенте будет сформировано «серое» объединение африканских стран или «африканская империя» . Для этого политконсультанты должны помочь своим кандидатам победить на выборах в нескольких государствах, чтобы те затем признали власть одного лидера . На роль такого лидера, по крайней мере во франкоязычной Африке, претендует Себа . В интервью BBC Себа говорил, что совместная с Россией «борьба против рака западного империализма делает нас сильнее», не упоминая про «Панафриканский проект».
Объединение африканских государств
«Панафриканский проект» предусматривает создание региональных отделений движения Кеми Себа по всему континенту, следует из информации на сайте движения
Сегодня Urpanaf представлена в 12 странах
Бенин
Буркина-Фасо
Габон
Гвинея
Кабо-Верде
Камерун
Кот-д’Ивуар
Нигер
Респ. Конго
Сенегал
Того
Тунис
«Панафриканский проект» предусматривает создание региональных отделений движения Кеми Себа по всему континенту, сегодня Urpanaf представлена в 12 странах.
Работать с Себа политтехнологи начали вскоре после того, как он побывал в Москве в декабре 2017 года — по приглашению политолога Александра Дугина, известного своими конспирологическими теориями. Себа остался доволен встречей: он признал Дугина самым влиятельным мыслителем, к которому прислушиваются Кремль и лично Владимир Путин, и пообещал проблемы африканским лидерам, которые сотрудничают с западными странами. Для Себа сотрудничество с политтехнологами было выгодно: он получал не только площадку для выступления, но и деньги за участие в конференции .
Панафриканский проект
Ключевые способы борьбы с французским влиянием на континенте, придуманные политтехнологами Пригожина, — это разжигание территориальных споров и борьба с зоной африканского франка.
Запад лишился права разделять народы на полноправных граждан и на тех, чья жизнь несущественна, и учить жизни другие страны, — так в документах политтехнологов обосновывается борьба африканских стран со «старой колониальной державой — Францией». Одно из приоритетных направлений для людей Пригожина — работа в государствах, где в ближайшие два года пройдут выборы. Способы борьбы — критика неоколониализма и зоны африканского франка «как инструмента экономического колониального порабощения стран Африки». На этом направлении Себа уже преуспел: с франком он борется как минимум с 2017 года; в августе он публично сжег в Дакаре купюру номиналом в пять тысяч африканских франков (чуть меньше восьми евро), за что его выслали из Сенегала.
Второе направление — работа в странах, где есть территориальные проблемы, а по сути — обострение борьбы за спорные земли. Этим Себа занимался на Мадагаскаре, где участвовал в конференции о судьбе островов Эпарсе. В поездке его сопровождала русскоязычная девушка, перед которой малагасийские активисты отчитывались о ходе подготовки мероприятия и с которой тесно работали связанные с Пригожиным люди .
Организацией этой конференции и даже встречей иностранных гостей занимались российские политтехнологи, работавшие на петербургский «бэк-офис», — Роман Поздняков и Андрей Крамар . Они же устраивали в Антананариву и экономический форум в августе 2018 года, на котором также присутствовал Себа.
Поздняков и Крамар, находившиеся на острове с мая 2018 года, также курировали проект «Пастор» — помощь основателю малагасийской Церкви Апокалипсиса Андре Кристиану Майолу в борьбе за пост президента . Политтехнологи вели кейсы «Борьба с бубонной чумой» , «Добрые дела/чудеса пастора», «Раздача риса через сеть Церкви Апокалипсиса», но все они провалились , а пастор набрал меньше полутора процентов голосов. После конференции о судьбе островов Эпарсе Позднякова и Крамара выслали из страны по решению местных властей — за вмешательство в предвыборную гонку .
Официальным организатором конференции на Мадагаскаре выступила ассоциация Afric — небольшое издание, которое освещает африканскую политику. Название организации — акроним от Association for Free Research and International Cooperation . Среди представителей ассоциации в Африке — сотрудница петербургского «бэк-офиса» Юлия Афанасьева и ее знакомый, уроженец Камеруна и выпускник Белгородского технологического университета Микаэль Чеува . В России Афанасьева также руководит «Центром социально-культурных инициатив», среди соучредителей которого глава «бэк-офиса» Бычков .
Наблюдатели от ассоциации Afric, близкой к «кремлевскому повару», побывали на выборах еще как минимум в двух странах — в Демократической Республике Конго и в Зимбабве, где летом 2018 года после 30-летнего правления Роберта Мугабе впервые выбирали президента. Победу одержал кандидат от правящей партии Эммерсон Мнангагва, а оппозиция заявляла, что Россия вмешивалась в выборы. Хотя новый глава государства эти подозрения отвергает, политтехнологи, связанные с Пригожиным, предположительно участвовали в предвыборной кампании .
Роман Поздняков — глава профсоюза работников среднего и малого бизнеса самопровозглашенной ДНР, его супруга возглавляет центризбирком ДНР.
Андрей Крамар в недалеком прошлом — оператор спецводоочистки на Смоленской АЭС, член «Единой России», депутат Десногорского городского совета и старый друг одного из лидеров ДНР Дениса Пушилина, поклонника МММ на востоке Украины. Когда знакомого Пушилина по финансовой пирамиде задержали в Индии, именно Крамар отправился его вызволять. Сейчас Крамар — первый замруководителя движения «Донецкая Республика».
Африканская экспансия
«Проекту» удалось доказать работу политтехнологов Пригожина еще в нескольких государствах, упоминавшихся во внутренней переписке «бэк-офиса». Так, они ведут переговоры с представителями исламистской группировки, взявшей штурмом столицу ЦАР.
В каждой стране, где присутствуют люди «кремлевского повара», задачи и объем работ сильно различаются. В некоторых странах ведущую роль играют военные наемники, в других — присутствуют только политтехнологи или наблюдатели (как в описанных выше ДРК и Зимбабве), в третьих — помимо тех и других у ресторатора есть уже и бизнес-интересы.
В начале января 2019 года в Руанду прибыл советник президента ЦАР по национальной безопасности Валерий Захаров, причем вместе с ним должен был лететь и командир ЧВК Дмитрий Уткин, более известный по своему позывному — «Вагнер», но в последний момент его поездку перенесли . А в Чаде и Бенине люди Пригожина взаимодействуют с политиками, близкими к вооруженной мусульманской группировке «Селека» . Так, в Бенин на переговоры с бывшим президентом ЦАР Мишелем Джотодия, сохранившим связи с «Селекой», летали африканист Евгений Копоть и переводчик Дмитрий Сытый . Копоть, с которым «Проект» встретился в Москве, где он работает преподавателем в МПГУ, утверждает, что в Африке занимался научными исследованиями.
Политтехнологов повсюду сопровождают вооруженные люди, связанные с «группой Вагнера» или с российскими спецслужбами.
Политтехнологов повсюду сопровождают вооруженные люди, связанные с «группой Вагнера» или с российскими спецслужбами. Например, на Мадагаскаре охраной одного из кандидатов в президенты занимался человек по имени Константин (на фото справа позади кандидата, в очках и бейсболке), которого остальные участники группы звали полковником . Источник: Фото предоставлено собеседником «Проекта».
В ЮАР политтехнологи планируют поддержать правящую партию на выборах 8 мая 2019 года . В Замбии они занимаются только социологическими исследованиями , поскольку выборы намечены лишь на 2021 год. В феврале-марте 2019 года эксперты провели 12 фокус-групп, результаты оказались печальными для нынешнего президента Эдгара Лунгу: респонденты отзывались о нем как о «жалком», «слабом лидере» и как об «алкоголике» .
Наконец, в Камеруне политтехнологи понимания не встретили. В 2018 году они встречались с представителями президента Поля Бийя и предлагали ему свои услуги по информационному обеспечению его предвыборной кампании, а затем по «нейтрализации протестных настроений как на улицах, так и в информационном пространстве» , но и это послание осталось без ответа . При этом как минимум с конца 2017 года структуры Пригожина поставляют в страну на кораблях технику неизвестного назначения .
Двойная бухгалтерия
Стоимость проектов только в одной африканской стране составляет примерно $15 млн. За распределение денег отвечали несколько бухгалтеров, одна из которых работает помощницей связанного с Пригожиным предпринимателя.
Работа в Африке обходится недешево. В распоряжении «Проекта» есть документы, которые позволяют наиболее полно оценить вложения в президентскую кампанию на Мадагаскаре и в оплату наемников в ЦАР: на основании этих цифр можно предположить, что вся африканская авантюра обходится, вероятно, в разы дороже.
Политтехнологи вели двойную бухгалтерию: перед «бэк-офисом» отчитывались об одних расходах, а в действительности тратили меньшую сумму. Разница якобы должна была использоваться для взяток политикам, но далеко не все деньги доходили до кандидатов . В общей сложности в 2018 году связанные с «кремлевским поваром» структуры могли потратить на политтехнологов только на Мадагаскаре примерно $15 млн .
В России бухгалтерией занимались как минимум два специалиста. Одна из них — Валерия Даровская — отвечала за бухгалтерию в «бэк-офисе» . Второй бухгалтер — Яна — помогала политтехнологам получать деньги в кассе в центре Москвы недалеко от Таганской площади: если экспертам по каким-то причинам не выдавали зарплату, они должны были позвонить ей и попросить помочь .
Телефон, по которому с Яной можно было связаться, принадлежит Яне Галкиной . Кроме того, Галкина — помощница Александра Кузина ; он работал в структурах, связанных с Пригожиным, и до сих пор сотрудничает с ресторатором .
След Москвы
Экспансия Пригожина сопровождается нарастающим интересом Москвы к событиям на континенте, а чиновники и политтехнологи встречаются на одних и тех же мероприятиях, посвященных Африке.
В авангарде российской политики в Африке находится Пригожин, но официальная Москва проявляет не меньший интерес к событиям на континенте и в тех же странах, где работают подчиненные ресторатора. Так, Россия в конце октября проведет в Сочи саммит по Африке, спикер Госдумы Вячеслав Володин недавно встречался с послами африканских стран, а президента Мадагаскара Эри Радзаунаримампианину, на которого работали политтехнологи Пригожина, весной прошлого года на форуме в Москве встречал, в частности, бывший руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Белоконев.
В общей сложности Россия с 2018 года заключила восемь различных соглашений со странами, в которых работают люди Пригожина. Из этих документов четыре связаны с военным сотрудничеством.
Свои действия во внешней политике Пригожин согласовывает с Путиным, уверен высокопоставленный федеральный политик. Координация идет и уровнем ниже — с департаментом Африки МИД : так, дипломаты принимали бывшего президента Мадагаскара в Москве на экономической конференции, где присутствовали и политконсультанты. Взаимодействие строится и с министерством обороны . Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопросы «Проекта» о том, знает ли Путин об активности Пригожина в Африке и координирует ли бизнесмен свои действия с Кремлем. Официальный представитель МИД Мария Захарова сказала «Проекту», что ей об этом ничего неизвестно.
* * *
Работа во многих перечисленных странах идет и сейчас. Впрочем, несмотря на большие затраты, масштабные планы и значительное число политтехнологов, работающих по африканским проектам, эффективность всей кампании сейчас невелика. Это понимают сами люди Пригожина, рапортующие с Мадагаскара в Петербург о проблемах . Причины — плохая координация с российским офисом, хищения выделенных денег и низкая квалификация сотрудников, набранных главным образом из бывших членов движения «Наши» . Отдельным пунктом жалоб было пьянство сотрудников.
Редакция «Проекта» выражает благодарность центру «Досье» за помощь в работе над этим материалом.
Оставить комментарий