Аэропорт Симферополя может отойти за долги Юрию Ковальчуку и Николаю Шамалову

После очередного инвестиционного форума в Сочи официальные СМИ отрапортовали о судьбоносных решениях, которые позволят оживить подсанкционную крымскую экономику. Однако даже в тех случаях, когда бюджет берет на себя львиную долю расходов, из-за токсичности полуострова инвесторы не спешат вкладывать деньги. Обещанное возрождение круизного сообщения на Черном море оказалось блефом, попытка строительства гражданского аэропорта в Севастополе завершилась скандалом, а «историями успеха» могут похвастать разве что коммерческие структуры, выступающие в роли государственных откупщиков. Андрей Васильев вспоминает, с какими инвестиционными проектами выступали крымские власти за последние пять лет и чем это кончилось. 

«Князь Владимир» и туристы из Азии

В номенклатуре советской мифологии Крым считался «всесоюзной здравницей». В новейшее время инвестиционные надежды логично возлагались на туризм. Немало масштабных проектов предлагалось за последнюю пятилетку. Среди них — парк приключений в окрестностях Бахчисарая, стоимостью $150 млн, и обновленный гоночный комплекс Crimea GrandPrix в Сакском районе за $300 млн. Но они так и остались на бумаге. Из-за отсутствия инвесторов так и не началось строительство туристического кластера в Коктебеле, проект которого обошелся местному бюджету в 3,5 млн рублей.

На последнем Сочинском форуме с большой помпой была представлена программа «Золотое кольцо Боспорского царства». Впрочем, это просто туристический маршрут, не предполагающий никаких инвестиций. Напротив, её разработчики рассчитывают на получение бюджетных грантов для продвижения бренда. Взамен они вновь обещают увеличить туристический поток на полуостров на 7–10% в том числе за счет иностранцев.

Но иностранцев в Крыму не видно. В прошлом году «Корпорация развития Севастополя» подписала соглашение с «Русско-Азиатским союзом», который обещал, что полуостров наводнят миллионы китайских туристов. Вскоре директора корпорации Олега Николаева уволили в связи с провалом работы, а китайцы в Крыму так и не появились. 

Миллионы китайских туристов в Крыму так и не появились

Незавидная судьба постигла и еще один амбициозный проект, сформулированный лично Владимиром Путиным: возродить круизное сообщение в Черном море. Выполняя поручение президента, Минтранс еще в 2016 году купил за $12,7 млн старый и признанный негодным к эксплуатации паром Roy Star, переименованный по этому случаю в круизный лайнер «Князь Владимир». В феврале 2017 года на Сочинском форуме было заявлено, что круизы по маршруту Сочи-Крым-Стамбул начнутся уже в мае. Однако Турция отказалась впускать «Князя Владимира» в свои порты, а сезон 2018 года и вовсе был сорван, так как из-за технических неисправностей физически и морально устаревшее судно не могло в течение почти всего лета выйти в море.

Аэропорт друзей Путина

Российское правительство пробует привлечь инвесторов совместными с государством проектами, обещая взамен чрезвычайно выгодные условия. Например, госсубсидия на развитие аэропорта «Симферополь» до 2020 года составляет 13 млрд рублей. Бюджетные деньги пойдут на взлетно-посадочную полосу, рулевые дорожки, диспетчерский комплекс и профильную инфраструктуру. Дополнительные 32 млрд рублей, в том числе на строительство пассажирского терминала, крымские власти должны были привлечь за счет частных инвестиций. Это удалось частично сделать за счет кредитов РНКБ — госбанка, работающего в Крыму — и банка «Россия», среди владельцев которого друзья Путина Юрий Ковальчук и Николай Шамалов. По условиям сделки создали ООО «Международный аэропорт Симферополь», которому передали все имущество аэропорта. Правительство Крыма имеет в нем долю в 49%, а банки-инвесторы — в 51%. При этом есть большая вероятность, что если кредит не будет погашен в срок, то все активы достанутся кредиторам, поскольку компания-оператор, по информации РБК, на все 100% находится у них в залоге.

Вероятно, активы «Международного аэропорта Симферополь» перейдут кредиторам: Шамалову и Ковальчуку

За успехами соседей с завистью следят в Севастополе. Севастопольцы считают, что именно их город является настоящей столицей полуострова, и поэтому в нем должны быть собственные «воздушные ворота». Еще недавно здесь действовал небольшой гражданский аэропорт «Бельбек», из которого осуществлялись рейсы в Киев, Москву и Днепропетровск. Но российские власти «национализировали» его у владельца — украинского олигарха Коломойского, после чего воздушное сообщение с Севастополем прекратилось. 

Кремль готов был выделить 2 млрд рублей в рамках ФЦП на развитие «Бельбека». Но поставил местным властям одно условие: доказать рентабельность проекта, найдя инвестора, который вложит еще 1,5 млрд рублей частных средств. При этом сделать это надо было до 1 ноября 2016 года. Аккурат к поставленному сроку тогдашний врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников с гордостью отчитался: «Задание выполнил, инвестора нашел!». Им стало ООО «Интеграл». Но триумф обернулся скандалом. 

Местным журналистам удалось выяснить, что «серьезный инвестор» — это микро-предприятие с уставным капиталом в 10 000 рублей и офисом в подвале жилого дома в Симферополе. В Москве об этом тоже узнали, и проект государственного финансирования севастопольского аэропорта заморозили. Впрочем, на последнем форуме в Сочи эта тема вновь звучала, но на этот раз уже в контексте приема «Бельбеком» VIP-рейсов. 

Другое микро-предприятие, зарегистрированное в том же подвале, ООО УКИП сейчас ищет инвесторов на 12 млрд рублей в яхтенную марину в Балаклаве, которую севастопольским властям поручил создать сам Владимир Путин. Пока же инвесторов нет, как уже сообщал The Insider, из бюджета выделено 339 млн рублей фирме Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» на разработку ее проекта.

Концессионеры и откупщики

Но есть в Крыму и свои «истории успеха». Так, по итогам последнего инвестиционного форума в Сочи, Севастополь вошел в пятерку лучших регионов по реализации программы «Умный город». Проект инфоматизации городской среды включает в себя целый ряд направлений, реализуемых за счет средств коммерческих инвесторов на принципах частно-государственного сотрудничества. 

В 2016 году было подписано концессионное соглашение между Правительством Севастополя и группой компаний «ВессоЛинк» сроком на 12 лет. Последняя обязалась инвестировать 900 млн рублей в создание системы видеонаблюдения за дорожным движением в городе. В течение прошлого года работы были выполнены. Всего установлено 129 камер, которые фиксируют нарушения правил дорожного движения в среднем на 2 млн рублей в сутки, из них 25% идет инвестору, по сути возродившему средневековую практику откупа государственных сборов. 

Другое направление программы — создание Единой городской карты Севастополя. Здесь партнером властей выступает все тот же банк «Россия». На эмитированные им карты предлагается переводить пенсии, социальные пособия, выплаты бюджетникам. Их общий объём только в гражданском секторе составляет 33 млрд рублей в год, что станет существенным источником пополнения активов банка, принадлежащего друзьям Владимира Путина. 

Энергии. Нет. 

Впрочем, не всегда крымские власти готовы оплачивать инвестиции из кармана аборигенов. Все зависит от личных отношений и лоббистов того или иного проекта. 

В феврале 2017 года губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников подписал в ходе инвестиционного форума в Сочи соглашение о модернизации городских электросетей с «Россетями». Оно должно было произойти в рамках пилотного проекта EnergyNet. Его куратором назначали «героя русской весны», изобретателя и бизнесмена Алексея Чалого. В результате внедрения его инновационных технологий стоимость обслуживания сетей, как обещали, уменьшится на четверть.

Первоначально планировалось, что деньги на создание в Севастополе энергетического комплекса нового поколения раздобудет Агентство стратегических инициатив. Но оно с задачей не справилось. Тогда в проект и привлекли ПАО «Россети», выразившее готовность инвестировать 2 млрд рублей. Но не из благотворительности, а в обмен на долю в активах «Севастопольэнерго», частного предприятия, контролирующегося иностранными собственниками. Но тех не устроили условия сделки, и они предложили свой вариант: внести предполагаемые расходы в тарифы для населения. 

Возможно, что так оно бы и произошло, но вмешался личный фактор. Дмитрий Овсянников поссорился с Алексеем Чалым, отказав проекту в статусе приоритетного. В результате к концу 2018 года работы по созданию в Севастополе «умных сетей» так и не были начаты, а реализация проекта перенесена на неопределенный срок. 

Спустя пять лет Крым продолжает оставаться в серой зоне. В него отказываются заходить не только иностранные инвесторы, но и крупные российские компании. В связи с международными санкциями инвестиции в полуостров относятся к категории высокорискованных. Поэтому основные надежды местных властей — на бюджетные средства, но, несмотря на государственную поддержку, большинство инвестиционных проектов заканчиваются провалом.   

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*