Этот человек — одна из немногочисленных «живых легенд» криминального мира. Он был не единожды судим в годы советской власти, заработал феноменальное уважение среди воров, пережил убийство сына, и до сих пор считается одним из «настоящих воров», блюстителей воровских традиций.
Борис Апакия
Родился Борис Багратович Апакия в год окончания войны — 10 ноября 1945 года. Случилось это в маленьком абхазском селе Варчи — Гульрипшский район, на территории которого находится село, входило тогда в состав Грузинской ССР.
Точно неизвестно, как молодой грузин влился в воровскую среду. Но вообще это не особо удивляет — перспектив перед провинциалом открывалось немного, а на дворе стояли не особо сытные шестидесятые. На этом фоне вполне логичным выглядит тот факт, что в 1965 году, в свои 20 лет, не в каком-нибудь Варчи, а в Сухуми, Боря Апакия (по воровскому прозвищу — Апакела) уже стал «вором в законе» — и что «подход» к нему совершил известный тогда грузинский вор Валико.
Когда он впервые был судим, тоже не особо понятно — известно, что в 1966 году он уже находился в колонии в Коми, где сам «короновал» молодых воров, а в 1968 году он пребывал в тюрьме Тобольска. Но по достоверным данным, первый суд над ним состоялся только в 1970 году — и тот срок по статье о краже Борис Апакия отбыл в 1972 году.
Начала следующих, уже точно известных, трех сроков датируются 1974-м, 1976-м и 1986-м годами. Причем тот пятилетний срок, на который его осудили в 1986-м году, Боря Апакела отбывал в известной своими суровыми условиями колонии в Соликамске — в знаменитом «Белом Лебеде».
После всего этого лишь в 2007 году Бориса Апакию осудили на один год, в Москве, где он на тот момент проживал, но этот срок был для него условным.
Конечно, его неоднократно задерживали в РФ и в Грузии на различных сходках — но каждый раз отпускали по факту отсутствия состава преступления. Интересно, что при одном из последних задержаний (в грузинском городе Гудауте в 2015 году) семидесятилетний на тот момент вор проявил неповиновение правоохранителям при задержании!
Боря Апакела
Уважение к Апакеле в девяностые было столь велико, что тогда его приравнивали к Деду Хасану по репутации среди преступников. Впрочем, это не означало, что Борис Апакия хотел власти среди криминалитета — он не собирал вокруг себя организованную преступную группировку. Его ценили как мудрого советчика, много повидавшего вора. Бориса Апакелу приглашали на «коронационные» церемонии и прочие важные события как уважаемого гостя.
Говорят, что в те годы он был настолько уверен в своем авторитете среди воров даже из вражеских кланов, что в случае конфликтов ходил на разборки-«стрелки» с бандитами совершенно один, не беря с собой ни соратников, ни телохранителей. Удивительно, но его действительно ни разу не тронули.
Также он ни разу не связывался с наркотиками и не занимался никакой «черной коммерцией» (типа контрабанды, «отжимов» бизнеса и т. п.), никого не «крышевал» — в общем, отвечал всем требованиям, а точнее понятиям, истинного «законника».
Смерть сына
У Бориса Апакии был сын — Жулен Борисович Апакия. И с фактом наличия этого сына (признанного отцом и рожденного в браке) связано много противоречивых характеристик, которыми описывали Борю Апакелу в криминальной среде.
Так, появление детей у «воров в законе» вообще не приветствовалось, особенно в середине семидесятых годов (Жулен Апакия был рожден в 1974 году) — несколько спокойнее к семейной жизни криминальных «авторитетов» стали относиться лишь после распада Советского Союза. Впрочем, и в последние десятилетия «совка» на ребенка, отцом которого является уважаемый вор, могли закрыть глаза — если отпрыск рожден без заключения брака с его матерью, не носит отцовскую фамилию и отчество.
Однако Жулен с рождения носил отцовскую фамилию Апакия. А когда он повзрослел, то, видя перед глазами пример отца — воровского «авторитета», тоже пошел по криминальной стезе. В 1995 году его даже «короновали» в Москве. То, что сын «законника» тоже стал «законником» — это еще одно нарушение правил воровского мира: отец, будучи вором, не должен внушать детям, что его жизнь — это что-то хорошее и что надо следовать незаконному образу жизни по примеру отца. «Династии» воров стали появляться на постсоветском пространстве десятилетием позже — когда многие «воры в законе», фактически, стали «черными бизнесменами»: тогда сыновья начали заниматься отцовским нелегальным бизнесом и наследовать отцовские состояния.
Но Жулен был не таков: он жил «по понятиям», и если отец и помогал ему чем-либо, то, скорее всего, только своей репутацией уважаемого вора «старой школы» — потому как никакими капиталами он не обладал и не обладает, Борю Апакелу всегда считали бессребренником.
Сложно сказать, почему Борис Апакия не воспрепятствовал деятельности сына, и каким он вообще был отцом. Как бы там ни было, в 1999 году его как отца постигло огромное горе — его сын Жулен был убит в совсем молодом возрасте, в 25 лет. Случилось это в Сочи. По слухам, произошла какая-то потасовка — убийца был молод и сильно нетрезв, имел при себе пистолет и выстрелил, встряв в пьяную разборку, в ногу Жулену. Не очень понятно, почему ставшего убийцей паренька не задержали правоохранительные органы прямо на месте, неясно, почему не приехала вовремя «скорая» и не была оказана правильная и своевременная медицинская помощь раненому — но Жулен умер не от повреждения жизненно важных органов пулей, а от большой кровопотери.
Стрелявшего отвели к Борису Апакии. Конечно же, парню было нешуточно страшно — ведь он не просто убил человека, а «вора в законе», да еще и сына «вора в законе», и за это и впрямь можно было ожидать кровавой расправы от убитого горем отца. Но Борис Апакела был спокоен. У перепуганного убийцы он спросил, зачем тот стрелял в его сына. Тот начал что-то мямлить, не имея четкого ответа, хотя, по сути, причины и впрямь не было — это убийство не признали заказным. Тогда Боря Апакела велел отпустить убийцу своего сына, и пареньку разрешил идти домой к родителям.
Этот воистину беспрецедентный по доброте, умению прощать и человеческому пониманию поступок характеризует Бориса Апакию как мудрого и великодушного человека, несмотря на все его незаконные деяния.
Ныне, кроме погибшего сына, у Бориса Багратовича есть младший ребенок — дочь.
Преклонные годы
Сейчас Боря Апакела отошел от воровских дел по причине слабого здоровья — ведь ему уже далеко за семьдесят лет. У него обнаружили серьезные проблемы с гортанью, из-за которых для него возникла проблема разговаривать. Живет он в Сухуми с женой Валентиной, которая много лет подряд остается для него верной подругой и помощницей.
Оставить комментарий