В Оренбурге продолжается абсурдная история, показывающая, как региональные силовики могут успешно игнорировать свое федеральное руководство. По поручениям Александра Бастрыкина центральный аппарат СКР уже год безуспешно пытается разобраться в уголовном деле, где нет ущерба, но есть тюремный срок, вымогательство взятки и компрометирующие правоохранителей показания свидетелей. На сегодня по данным фактам проведено уже четыре проверки, но точка так и не поставлена.
За делом Юлии Рыжевской ПАСМИ начало наблюдать в феврале 2019 года — женщина получила четыре года тюрьмы после того, как отказалась продать свой дом владелице гостиницы. Рыжевскую обвинили в том, что жилье она возвела незаконно и здание мешает будущей автомагистрали, причем женщина якобы знала об этом еще до начала строительства и обманула других собственников, которые приобрели у нее квартиры.
Однако, за прошедший год редакции удалось выяснить немало скрытых обстоятельств данного дела. Например, что планы чиновников по устройству трассы были мифическими, согласно экспертным заключениям здание не угрожало безопасности людей, а на свидетелей оказывали давление сотрудники прокуратуры.
После публикации, вызвавшей общественный резонанс, команду на пересмотр дела дал председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Глава СКР потребовал организовать дополнительную проверку, чтобы оценить законность вынесенных решений и роль должностных лиц в их принятии.
Они должны быть в курсе:
— руководитель СУ СКР по Оренбургской области Вячеслав Зудерман
— прокурор Оренбургской области Сергей Бережицкий
— начальник УФСБ по Оренбургской области Рустэм Ибрагимов
Поручение было спущено в региональное управление СК, и признаки фальсификаций в уголовном деле, действительно обнаружились. Причем, вопросы возникли и к прокурорам, и к местным властям, и к судьям. Однако, следователя Сергея Новоселова, который начал эти вопросы задавать, от дела отстранили, а его преемник — замруководителя СО СКР по ЮАО Оренбурга Азамат Турлубаев — никаких нарушений у должностных лиц уже не обнаружил. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела он подписал в мае 2019 года. Но после этого, как оказалось, Бастрыкин еще несколько раз требовал разобраться в этой ситуации.
Неавторитетное начальство
В течение 2019 года глава Следственного комитета давал как минимум четыре поручения (три из которых — после мая 2019 года) об объективном разбирательстве оренбургского дела. Эта задача была поручена ГСУ СКР, которое возглавляет Эдуард Кабурнеев, а из главного следственного управления поручения каждый раз спускались в следственное управление по Оренбургской области, обязанности руководителя которого с 2019 года исполняет Вячеслав Зудерман. Эти подробности служебной переписки известны из ответов, предоставленных из ГСУ СКР Александру Ткаченко, который продолжает добиваться освобождения жены.
Несмотря на явный интерес главного следователя страны к оренбургскому делу, местные подчиненные Бастрыкина продолжают утверждать, что не видят нарушений в приговоре Юлии Рыжевской. С мая 2019 года по командам из Москвы региональное управление СК провело еще три проверки. Все процессуальные действия контролировал Азамат Турлумбаев, и он снова вынес отказные постановления. Последний отказ о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц, причастных к делу Рыжевской, Турлумбаев подписал 9 января 2020 года.
По словам Александра Ткаченко, в следственном управлении по Оренбургской области ему прямо заявляли, что Москва им не указ, поскольку из центра могут давать лишь поручения по проведению проверок, а результат этих проверок — в руках регионального руководства.
Ткаченко уверен, что оренбургские следователи попросту игнорируют поручения Бастрыкина и создают видимость проверок, поскольку на них давит региональная прокуратура.
«Именно прокуроры, в том числе прокурор города Оренбурга Андрей Жугин давали указания следователям найти любые основания, чтобы возбудить уголовное дело в отношении моей жены. Об этом прямо рассказывали свидетели. Проблема в том, что все областные правоохранительные структуры тесно переплетены и покрывают друг друга, и им проще оставить в тюрьме невиновную женщину, чем рисковать своими местами», — считает гражданский муж Юлии Рыжевской.
Примечательно, что вмешаться в это дело пыталась и Генеральная прокуратура. Заместитель теперь уже бывшего генпрокурора Юрия Чайки Леонид Коржинек внес в судебную коллегию Верховного суда РФ кассационное представление об отсрочке реального отбывания наказания для Рыжевской до 2026 года, когда ее младший сын достигнет 14-летнего возраста. Однако, подчиненные Вячеслава Лебедева в отсрочке отказали. В защиту заключенной выступали также в Совете Федерации и Совете по правам человека при Президенте РФ. И тем не менее, изменить ситуацию пока не удается.
ПАСМИ будет продолжать следить за развитием событий.
Оставить комментарий